Сущность управленческих решений

Исследование процессов принятия решения составляет содержание одной из фундаментальных общепсихологических проблем, имеющей одновременно и очень высокую практическую значимость в психологии кадрового менеджмента.

Функция принятия решения наиболее специфична в деятельности руководителя и в полной мере отражает ее своеобразие. Она очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все ее иные компоненты и этапы.

Эффективность любой управленческой деятельности зависит от умения принимать правильные и своевременные решения.

Исследования показывают, что, независимо от выбранной схемы управленческой деятельности, степени ее детализации, доминирования тех или иных функций, центральным звеном любой деятельности человека является принятие решений.

Принятие решения осуществляется на всех этапах управленче-ской деятельности и как бы пронизывает все ее функции, начиная с постановки целей и задач и заканчивая контролем.

В теории управления стало аксиоматичным положение о том, что функция принятия решения — центральное звено всей деятельности руководителя.

Отмечается, например, что «… принятие ре-шения — это интегральная часть любого управления… более чем что-либо другое, отличающее менеджера от неменеджера».

Г. Кунц и С. О’Доннел указывают, что «управляющие считают принятие решения своим главным делом».

М. Мескон и др. вообще определяют управленческую деятельность через функцию принятия решения, отмечая, что «суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении ее структуры в целях принятия решений».

В связи с этим в психологии управления уделяется большое внимание сущности и методам принятия управленческих решений.

Решения в самом общем виде определяются как интеллектуально и эмоционально опосредованный выбор субъекта в условиях неопределенности.

Решение — это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора одного из множества вариантов достижения конкретной цели.

Решение — это выбор одного из многих путей (альтернатив), который обеспечил бы переход от фактического состояния  системы к желаемому.

Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В психологическом плане принятие управленческого решения рассматривается как волевой акт, результатом которого является формирование той или иной цели и средств ее достижения.

Итог управленческого решения должен состоять в приведении управляемой системы в соответствие с намеченными целями.

Любое управленческое решение сводится к выбору того или иного варианта из нескольких возможных.

В процессе принятия решения выделяют ряд последовательных этапов деятельности руководителя:

  • выявление и уяснение проблемы (сбор необходимой информации и ее анализ), итогом которых является четкое формулирование возникшей задачи;
  • всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом определённых критериев эффективности решения;
  • окончательный выбор такого варианта, который получил бы наивысшую оценку исходя из целей деятельности.

Управленческое решение должно удовлетворять ряду требований.

Отметим наиболее важные из них:

  1. Научная обоснованность. Имеется в виду учет объективных экономических и других законов при принятии решения, ориентация на соответствующие нормативные материалы.
  2. Директивность. Управленческое решение предполагает единоначалие и обязательность выполнения.
  3. Своевременность,
  4. Адресность. Каждое решение должно иметь определенный адрес.
  5. Конкретность сроков выполнения.
  6. Необходимая полнота. Управленческое решение должно включать в себя указания на определенную цель, основные пути и средства ее достижения, порядок взаимодействия, контроль выполнения.

Как уже отмечалось, в психологическом плане процесс принятия решения представляет собой результат выбора одной из ряда возможных альтернатив. В ходе подготовки к принятию решения происходит сокращение числа выборов вплоть до последнего варианта, который и становится решением.

Процедура принятия решения в самом общем виде состоит из последовательности целесообразных действий для достижения поставленной цели на основе преобразования некоторой исходной и текущей информации.

При принятии решения выделяют следующие стадии:

  • обнаружение и осознание проблемы;
  • формулирование рабочей гипотезы;
  • апробация рабочей гипотезы, ее проверка;
  • принятие собственно управленческого решения;
  • организация исполнения решения.

Первые три стадии связаны с подготовкой решения. В этот период необходимо выполнить комплекс работ, представляющих собой проект решения.

В этот комплекс входят:

  • анализ директивной и другой информации по существу принимаемого решения;
  • формирование представления о целях решения;
  • рассмотрение возможных вариантов действий;
  • разработка организационного плана решения, координация и согласование работ.

Подготовка решения может быть весьма продолжительной, и не только потому, что объем работ в этот период весьма велик, а, главным образом, из-за поиска необходимых компромиссов, учета различных интересов, создания системы действующих стимулов. Проект решения представляется к утверждению.

Этому утверждению может предшествовать и коллективная форма обсуждения. Она весьма полезна, так как позволяет устранить неточности и противоречия, уточнить позиции и интересы, четче сформулировать требования.

В процессе коллективного обсуждения возможно мысленное моделирование предполагаемых исходов, позиций и уровня аргументации.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)