Определение понятия карьеры

Фактором успешности жизни, по мнению большинства наших современников, является достижение человеком высокого положении в обществе, которое связано не только с материальными возможностями и властными полномочиями, но является, прежде всего, результатом плодотворной и целенаправленной профессиональной карьеры.

Однако в современных условиях, когда социализация индивида, обретение им желаемого социального статуса, зависят от его интеграции в профессиональную деятельность, процесс формирования профессиональной карьеры становится противоречивым и сложным.

Интересно
Современное общество характеризуется высоким уровнем дифференцированность, различия в социально-экономическом положении, образовании, доходах. Трудности построения профессиональной карьеры заключаются еще и в том, что система ценностных ориентаций и норм, образующих профессиональную этику, находится в процессе трансформации. В обществе нет общепризнанной ценности труда, работы, достижений в профессиональной деятельности.

Семантическое поле карьеры, в определении респондентов, раскрывается обычно в таких понятиях, как «профессиональный рост», «повышение в должности, «повышение зарплаты, статуса», «саморазвитие», «самоутверждение», «самореализация», «успех» (как уважение и признание окружающих), «статус» и «деньги» (как зримое подтверждение успешной карьеры).

Понятие «карьера» одновременно имеет бытовой смысл и научное значение в психологии кадрового менеджмента. Во французском языке «carriere» имеет значения: поприще; профессия; каменоломня.

В испанском «саrrеrа» означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д. Контекст «карьеры» в русском языке различен — жизненный путь, достижение, цели, лестница, продвижение по службе, служебный рост.

С. И. Ожегов дает толкование термина «карьера» в двух значениях:

  • род занятий, профессия;
  • путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также достижение такого положения.

В Большом иллюстрированном словаре иностранных слов эти толкования меняются местами: первым становится продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды, а вторым — род занятий, деятельности.

Е. И. Рогов определяет карьеру как индивидуальный путь человека в определенных видах профессиональной деятельности, потенциально связанный с прохождением последовательности должностей, с образом жизни, реализующий призвание человека, предполагающий обогащение опытом и развитие субъекта и ведущий к достижениям и социальному признанию3.

В общем значении термин «карьера» определяется с трех основных сторон:

  • отождествляется с квалификацией, профессией, родом занятий, деятельностью;
  • обозначает достижения, успех, славу, положение в обществе, материальную выгоду;
  • в семантику этого термина входят компоненты движения и пути.

Таким образом, карьера обозначает широкий спектр явлений, связанных с общественной и профессиональной жизнью человека.

Определяя семантическое поле понятия «карьера», Я. А. Чернышев включает в него следующие составляющие:

  • указание на карьеру как на путь подразумевает цели, личностную и субъективную значимость пути и его функциональную нагрузку;
  • среди родственных «карьере» по значению понятий выделяют род деятельности, профессию, специальность, работу, квалификацию, дело, занятие, службу, поприще, деятельность, должность, место (позицию), обязанность, труд; в этой связи рассматривают и уровень «глубины» специализации;
  • успешность, связываемая с возможностью заниматься любимым делом, обеспечивать собственные потребности и потребности своих близких, степенью причастности к решению производственных вопросов организации;
  • профессиональное становление и должностное продвижение;
  • внутренняя оценка соотношения «преимущества — издержки» и «затраты — компенсация»;
  • перспективы развития в организации.

Человек выступает субъектом активности в течение длительного времени, и одной из форм активности является его профессиональная деятельность. Понятие «карьера» сформировалось в контексте изучения организации и организационного поведения. Профессиональная карьера обычно определяется как развивающийся с течением времени трудовой опыт человека.

Подходы к исследованию карьеры зависят от целей. Существует несколько теоретических подходов к проблематике карьеры: согласовывающие подходы, феноменологические подходы и подходы с позиций развития и принятия решений, субъектно-деятельностный подход.

Согласовывающие подходы — это теории и методы, опирающиеся на дифференциальную психологию и ситуационные теории; к последним относятся структурный подход, контекстуальный подход и подход с позиций социализации.

Ситуационные теории — когда учитывается социоэкономический статус родителей, иногда служащий важной детерминантой будущего взрослого профессионального статуса ребенка, хотя своей учебой молодые люди сами закладывают фундамент для обретения собственного независимого социоэкономического статуса и самостоятельного продвижения вверх по карьерной лестнице.

Феноменологические подходы базируются на теории Я-концепции, которая концентрируется на индивидууме как субъекте принятия решения, признавая, что представления о себе — это не концепции себя в вакууме, но себя в ситуации. Этот подход отвечал духу времени 1950–1960-х гг.

Подходы с позиций развития обусловливаются тем, что рост — это стадия детства, в ходе которой формируются Я-концепции, однако в представлениях о профессиях преобладают идентификации с ключевыми фигурами, фантазиями.

Интересно
Подходы с позиций принятия решений возникли в эпоху 1970-х гг., основаны на понятии стиля решений, каждый из которых может использоваться в определенный момент времени данным человеком, если даже ему в большей степени присущи контекстно или содержательно ориентированные стили.

Отечественный субъектно-деятельностный подход позволяет рассматривать во взаимосвязи карьерные ориентации, являющиеся актом сознания, карьерные планы, действия, направленные на реализацию карьерных ориентаций.

Для проведения карьерного консультирования важно понимать значение факторов, влияющих на построение карьеры. Для эффективного построения карьеры необходим осознанный адекватный выбор направления профессионального развития. Для этого учитывается прогнозируемый будущий спрос на профессию; личные способности и склонности, возможные пути карьеры (административной, творческой, политической и пр.), условия получения образования (стоимость и т. п.).

При выборе профессии должны учитываться следующие обстоятельства:

  • сложность или простота выполняемых рабочих функций, распространенность профессии, востребованность работы и профессиональной деятельности, диапазон возможных должностей;
  • возможности выбора места жительства. Отдельное значение в выборе современной карьеры имеет уровень оплаты труда в различных профессиональных сферах, которые зависят от разных факторов (значимость для общества, близость к бюджету, специфическое положение работников, дефицит специалистов и пр.).

Управление карьерой реализуется через карьерную политику организации и регламенты управления карьерой (инструментально — положение о карьере).

Карьера в организации понимается как результат осознанной позиции и поведения человека в области профессиональной деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом. Карьеру, траекторию своего движения, человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и, главное, со своими собственными целями, желаниями и установками.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное скорее с расширением инструментария и областей деятельности).

Проанализировав встречающиеся в психологической литературе определения профессиональной карьеры, их можно свести к следующим группам:

  1. Карьера как виды профессиональной деятельности на отдельных этапах трудового пути человека.
  2. Карьера как последовательность должностей, профессий, мест и позиций в течение трудовой жизни человека.
  3. Карьера как виды деятельности, слитые с образом жизни и включающие разные сферы жизни.
  4. Карьера как профессия-призвание, деятельность, наилучшим образом исполняемая и согласующаяся с «жизненной задачей» человека.
  5. Карьера как профессиональный опыт данного человека, который не может быть сведен только к профессии или профессиональной роли.
  6. Карьера как профессиональный путь человека, движение, в процессе которого развивается он сам. Для понимания карьеры как профессионального жизненного пути характерно изучение развития, становления ее субъекта.
  7. Карьера как достижения, материальный достаток и социальное признание, куда входят показатели материального достатка, успеха, уважения, статуса.

Профессиональная карьера предполагает специализацию в профессиональной неуправленческой деятельности, поэтому достижение профессиональной карьеры понимается как становление специалиста высокого уровня.

Данный вид деловой карьеры характеризуется, в первую очередь, расширением набора специальных знаний и умений, ростом профессионализма, профессионального мастерства, достижения высот искусства в избранной профессии.

Учитывая современные тенденции, основная проблема профессиональной карьеры — это противоречие между необходимостью сотрудника по мере роста профессионализма все более углублять и, соответственно, сужать область своих специальных знаний и вероятностью потерять востребованность профессиональных знаний и профессиональных навыков в связи с изменением ситуации на рынке труда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)