Стили руководства в системах управления

Руководитель на всех уровнях сложной иерархической системы управления социальными организациями выступает как ведущее лицо, поскольку именно он определяет целенаправленность и продуктивность работы коллектива, подбор кадров, психологический климат и другие аспекты деятельности конкретной организации. Одной из важнейших характеристик деятельности руководителя является стиль руководства.

Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», позднее оно употреблялось в значении «почерк».

Стиль управления — это определенная система предпочитаемых руководителями методов и приемов управленческой деятельности.

Также стиль руководства можно представить как индивидуально-типологический профиль приемов и методов влияния руководителя на подчиненных в процессе реализации им управленческих функций.

Исследователями выделяются различные основания для описания стилей руководства:

  • комплекс систематически используемых методов принятия решения;
  • совокупность типичных, относительно устойчивых методов и приемов воздействия и личностные качества руководителей, обуславливающие их выбор;
  • совокупность норм и правил, которых придерживается руководитель по отношению к подчиненным;
  • диагностически определяемые типы и индивидуально-стилевые особенности управления служебным коллективом.

Выбор того или иного стиля руководства детерминирован множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам можно отнести такие, как содержание выполняемой деятельности (например, правоохранительной), мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение (например, в экстремальных ситуациях), иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация и др.

К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений.

В психологии управления ведется изучение стилей руководства. Большое влияние на развитие современных представлений о стилях руководства оказали исследования К. Левина1, выполненные им совместно с его исследовательской командой в конце 1930-х — начале 1940-х гг. В результате были описаны три классических стиля руководства (управ-ления): авторитарный, демократический и либеральный.

Они различаются порядком распределения обязанностей, методами разработки и выполнения решений, формами контактов руководителей с исполнителями, контроля за их деятельностью.

Рассмотрим специфику проявления каждого из стилей руководства.

Интересно
Авторитарный (автократический) стиль руководства характеризуется чрезмерной концентрацией власти в одних руках. Руководитель-автократ сам принимает решения и волевым порядком проводит их в жизнь. Он сам подбирает себе помощников, но использует их не как советчиков, а только как исполнителей своей воли. Он держит всю власть в своих руках; требует дисциплины и идеального порядка; берет на себя всю ответственность за результаты деятельности; держится отчужденно от рядовых исполнителей. К подчиненным он требователен без снисхождения, насаждает суровый психологический климат в коллективе.

Такой руководитель желателен для деятельности, связанной с высшей социальной ответственностью, с решениями сложных задач в экстремальных условиях правоохранительной и воинской деятельности. Руководитель такого типа оптимален там, где необходимо принимать быстрые решения, где нет времени на совещания и обсуждения ситуации, где необходимо проявить волю и решительность, взять на себя всю ответственность за последствия принятых решений.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства строится на двойной основе: делового и личного авторитета.

Руководитель-демократ умеет использовать свою власть, не апеллируя к ней. Он предпочитает активное участие своих помощников (инициативной группы) в принятии решений, однако право окончательного выбора оставляет за собой. Действует он по принципу свободы мнений, заботится о развитии личной деловой инициативы подчиненных; контактен с ними, тактичен, терпелив, оптимистичен.

Такой стиль оптимален в некоторых видах производства, управлении образовательными и научными организациями, творческими коллективами; он порождает более теплый психологический климат в коллективе.

Либеральный (попустительский) стиль руководства строится на полном доверии к исполнителям. Руководитель-либерал допускает полную свободу действий своих подчиненных в пределах их функциональных обязанностей.

Такой стиль допустим в творческих коллективах, где руководитель может выступать опытным консультантом, поощряя творчество подчиненных. Дисциплина в таком коллективе поддерживается в основном за счет сознательности и самоорганизации сотрудников, ценящих руководителя как лидера — «генератора идей». Он тактичен, застенчив, доверчив, неконфликтен; умеет создать теплый эмоциональный климат в группе; иногда идет на поводу у подчиненных, нетребователен к ним; чувствует себя более уверенно, если имеет энергичного секретаря и деловых заместителей.

Если руководитель-либерал лишен творческих способностей, то он стремится соблюдать только формальности, содержать в порядке бумаги, избегать конфликтов, действовать по указанию сверху, не проявлять инициативы. Такой стиль управления неэффективен в сложных экстремальных ситуациях.

В процессе исследований К. Левин обнаружил, что авторитарное руководство, с одной стороны, позволяет выполнить больший объем работы, чем демократичное, а с другой стороны — приводит к снижению процессов саморегуляции группой своей деятельности, актуализации у подчиненных позиции ожидания указаний, к снижению уровня группового мышления и оригинальности решений, к повышению напряженности в коллективе.

При либеральном руководстве, по сравнению с демократическим стилем, уменьшается общая производительность производства и ухудшается качество продукции. При этом участники экспериментов отдавали явное предпочтение демократическому стилю. Однако результаты проведенных в последующем многочисленных исследований не позволяют однозначно определить универсальную предпочтительность того или иного стиля руководства.

В настоящее время достоверно установлено, что эффективность того или иного стиля руководства во многом предопределяется спецификой деятельности, особенностями выполняемых задач, а также социально-психологическими характеристиками коллектива.

В частности, проведенные в США исследования М. Мескон и др. показали,что демократический стиль не всегда бывает наиболее продуктив-ным1. Было установлено, что работники таких профессий, как полицейские, пожарные, административные помощники и т. п., отдают предпочтение авторитарному руководству с четкой постановкой задач и прописыванием инструкций, которые они могли бы использовать в своей деятельности.

Ограничением модели стилей руководства К. Левина является то, что на практике не так часто встречаются так называемые «чистые» стили, а чаще проявляются смешанные стили.

Акцентируется также мысль о том, что эффективное руководство предполагает смешение стилей или поочередное их проявление в зависимости от управленческой ситуации. Гибкость является необходимой предпосылкой умения руководителя менять стиль своего поведения в соответствии с меняющимися условиями функционирования управляемой системы.

Позже А. Л. Журавлев расширил классификацию стилей К. Левина и описал семь стилей руководства, добавив к трем основным стилям — директивному, коллегиальному (демократическому) и пассивному (либеральному) — дополнительные промежуточные стили: директивно-коллегиальный, директивно-пассивный, коллегиально-пассивный, а также смешанный стиль.

Модель стилей лидерства А. Л. Журавлева легла в основу многих отечественных исследований, в результате которых было выявлено, что стилевые особенности эффективного руководства могут претерпевать значительные изменения в зависимости от условий профессиональной деятельности, специфики решаемых задач и социально-психологических характеристик коллектива.

Так, исследователями описаны следующие эмпирически установленные взаимосвязи эффективности стиля руководства и ситуационных факторов:

  • в напряженных, сложных, нестереотипных ситуациях чаще встречается и оказывается более эффективным авторитарный стиль руководства;
  • в случае, когда эффективность деятельности организации во многом зависит от творческой активности людей, а в управлении значительное место отводится работе с людьми, наиболее эффективными оказываются смешанные стили, характеризующиеся рациональной совокупностью директивного, коллегиального и пассивного компонентов;
  • если же деятельность руководителя связана в основном со структурами организации, то более эффективны так называемые «чистые» стили руководства (с явным доминированием одного из компонентов: директивного, коллегиального или пассивного);
  • при руководстве деятельностью группы низкого социально-психологического развития, а также при недостаточной квалификации подчиненных в качестве наиболее эффективного оказывается авторитарный стиль руководства;
  • при высокой квалификации подчиненных или высоком уровне их социально-психологического развития наиболее эффективным оказывается коллегиальный стиль руководства;
  • при руководстве группами, работающими в условиях длительной социальной изоляции (например, на основе вахтенного метода и т. п.), отмечается большая продуктивность коллегиального стиля в решении как социально-бытовых и социально-производственных, так и чисто производственных вопросов.

Стиль управления — это не только совокупность определенных методов, избираемых руководителем, но это еще и влияние его индивидуальности. Поэтому стиль управления всегда субъективен, хотя проявляется объективно в определенных формах деятельности.

Преобладание одного из методов, проявляясь в конкретном стиле, может при изменившихся условиях деятельности руководителя и самого подразделения привести к ошибкам и просчетам.

Наибольший эффект от коллективной деятельности обеспечивает не принуждающая, а побуждающая деятельность руководителя, которая сочетает в себе ориентацию на цели подразделения и собственные проблемы, а также сотрудничество с подчиненными.

Исходя из этого, выделяют стили руководства, которые характеризуют личность руководителя и его организационные принципы работы с людьми:

  • дистанционный (сближения с подчиненными нет, влияние на них осуществляется «с высоты» официального поста);
  • контактный (тесное сближение с подчиненными с целью создания эмоционального контакта и сплочения коллектива);
  • целеполагающий (в качестве мобилизующего средства применяется постановка перед подчиненными сложных задач, направленных на достижение личных и коллективных целей);
  • делегирующий (сотрудникам предоставляется широкая инициатива и самостоятельность в работе);
  • проблемно-организующий (постановка ответственных задач сочетается с постоянной настройкой эмоционального контакта с подчиненными с целью обеспечения перспективы, деловой ориентации и сплоченности сотрудников).

Выделяют также стили негативного характера, связанные с определенными привычками деятельности: консервативный, бюрократический, волюнтаристский, анархический, догматический и т. п.

Руководитель-бюрократ может внешне казаться человеком делового стиля, но в действительности он — полная его противоположность. Вместо оптимальности, краткости, оперативности, своевременности принятия решений такой руководитель насаждает формализм, заорганизованность, огромный поток бумаг (отчетов, резолюций). Руководители с такими отрицательными установками управления непродуктивны, неоперативны, быстро теряют свой престиж и вынуждены рано или поздно уступить свое место более подготовленным и способным руководителям.

В настоящее время в характеристике стилей руководства возобладал ситуационный подход: нет управленческих решений, годных на все случаи жизни; все зависит от конкретной ситуации, определяемой, в свою очередь, множеством самых разнообразных факторов. В их числе: условия деятельности группы (коллектива), характер решаемых задач, квалификация исполнителей, продолжительность совместной работы и т. д. Набор такого рода факторов и создает неповторимую ситуацию деятельности группы, которая задает, востребует определенный черты стиля руководства.

Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива (П. Херси, К. Бландэд).

Суть заключается в том, что степень руководства сотрудником и его эмоциональной поддержки самым тесным образом связана с уровнем профессиональной зрелости сотрудника, т. е. по мере роста его профессионализма руководитель все меньше управляет и все больше поддерживает сотрудника, вселяя в него уверенность в своих силах.

Таким образом, стиль руководства в определенной степени зависит от способности руководителя диалектически сочетать основанные методы руководства и учитывать конкретные условия деятельности коллектива.

При этом на взаимосвязь методов или их составляющих влияют объективные потребности деятельности руководителя. Если все это учитывается, то стиль руководства будет достаточно эффективным и оправдает себя.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)