Этапы и развитие профессиональной карьеры

В психологии существуют периодизации профессионального и карьерного развития личности, выделяющие этапы, характеристики и временные рамки этого развития.

Некоторые из авторов периодизаций приравнивают продолжительность карьеры к продолжительности периода профессиональной деятельности, некоторые отмечают, что начало карьеры закладывается с детского возраста, а окончание активной профессиональной деятельности не означает окончания карьеры.

Одна из признанных периодизаций принадлежит американскому психологу Д. Сьюперу. Стадии жизни, по Д. Сьюперу, включают определенный уровень профессионализации плюс социализацию в других сферах. Они охватывают все аспекты жизни, так как профессия — не только средство заработка, но и образ жизни, социальная роль.

Эти стадии следующие:

  1. Стадия роста (приблизительно до 14 лет).
  2. Стадия исследования (15–25 лет; включает развитие и понимание себя, образовательного и профессионального окружения, примерку роли начинающего взрослого, поиск друзей, профессии, своего места в жизни).
  3. Стадия установления (25–45 лет; включает создание семьи, дома, роли в обществе, а также установление места для собственного Я в профессиональной практике).
  4. Стадия поддержания (45–65 лет; включает сохранение стабильного семейного, общественного и профессионального положения).
  5. Спад (после 65 лет, включает уход на пенсию и снижение социальной активности).

В карьере взрослых преобладает цикличность на протяжении стадий по сравнению с линейной моделью взросления в подростковом возрасте. Каждый цикл имеет те же измерения, как и карьерное взросление: запланированность, исследование, информацию, принятие решений и ориентацию в реальности.

Теория развития Д. Сьюпера дала предпосылки для концепции карьерной, или профессиональной зрелости. Термин «карьерная зрелость» может быть определен как степень, в которой индивид выполнил подходящие возрасту профессиональные задачи, соответствующие его стадии развития. Так, например, подростки являются профессионально зрелыми, если они вырабатывают пробные карьерные решения и изучают альтернативы образования и занятости.

На исследовательской стадии студенты выполняют задачи по определению своей Я-концепции и отношению Я-концепции к миру работы. Молодые люди улучшают свои умения принимать решения, способность осознавать, что они могут и чего не могут, и знание мира работы.

Я. А. Чернышев придерживается позиции, что период профессиональной карьеры длиннее, чем стаж трудовой жизнедеятельности человека. Он различает подготовительный, формализованный и неформализованный этапы карьеры.

На каждом из этих этапов имеют место особенное отношение между индивидом и профессией, своя структура ведущих личностных смыслов:

  1. Подготовительный (дотрудовой) этап карьеры является неотъемлемой периферийной частью карьеры. Профессиональная карьера начинается с детского возраста (с момента осознания ребенком своих интересов и их воплощения во «взрослых» ролевых играх), продолжается в период образования и профессиональной ориентации.
    Данному этапу свойственны осознание своего предназначения и областей его осуществления, усвоение общекультурных и профессиональных ценностей, норм, правил и одновременно определение своей позиции по отношению к ним как основного ориентира в дальнейшем, более самостоятельном формировании и развитии жизненной стратегии.
  2. Формализованный этап. Основной, продолжительность его фиксируется как «трудовой стаж». Профессионал вступает в «диалог» с профессиональной культурой, происходит их взаимное обогащение.
  3. Неформализованный (пенсионный) этап. Его суть заключается в возможности свободы проявления себя человеком как профессионала в ситуации, этого не требующей. Уровень решения профессиональных задач не ограничен рамками должностных обязанностей, он более высокий, общепрофессиональный, более благоприятный для творчества, наставничества.

В арсенал благоприятных для самоосуществления возможностей включаются профессиональный опыт, свя-зи, репутация, резерв свободного времени.

Данный этап можно определить как «завершение диалога» человека и профессии как равноправных партнеров.

И. П. Лотова, анализируя карьеры государственных служащих, считает, что идеальная форма карьерного процесса — развитие по восходящей линии (непрерывно-прогрессивный тип), когда каждая последующая стадия отличается от предыдущей более высоким уровнем применения способностей и расширением масштабов деятельности.

Если продвижение вверх по иерархической лестнице происходит в форме периодических подъемов и спадов, правомерно говорить о прогрессивно-прерывистом (циклическом) типе карьерного процесса.

Если же в течение длительного времени (5–8 лет) не происходит существенных изменений, налицо застой.

В этом случае необходимы анализ его причин и активные действия со стороны кадровых служб или самого работника. При оценке ситуации важно учитывать, на каком этапе профессиональной карьеры находится тот или иной служащий.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)