Методы повышения эффективности управленческих решений

В последнее время все чаще говорят об эффективных методах принятия продуктивных (инновационных, инициативных) управленческих решений. Эти решения в большей степени зависят от психологических особенностей субъекта, принимающего решения и сродни творческому мышлению. Это мышление работает в условиях проблемных ситуаций.

Интересно
Требования к креативности руководителя предъявляются в органах государственной власти, несмотря на то, что их деятельность жестко регламентирована. Однако, поскольку законодательство несовершенно и положения законодательных актов порой противоречат друг другу, это нередко приводит к конфликтности мыслительного поиска принятия эффективного управленческого решения.

Да и вообще не на всякую рабочую ситуацию можно прописать положение, инструкцию и т. д. В частности, комплекс различных условий (экономических, правовых, социальных и пр.) может приводить к затруднению выбора решения: например, с одной стороны, экономически нам невыгодно принимать такое решение, но, исходя из социальных условий ситуации, мы не можем не принять такое решение.

Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это качество признается как важное, и, вероятно, его значение будет расти.

Все виды творческой работы требуют выработки идей.

Идея — это «прыжок в неизвестность», и невозможно точно предсказать, когда она возникает, если не принять специальных мер, не организовать деятельность особым образом.

Есть разные методы выработки идей.

Методами решения проблем и принятия решений являются:

  • индивидуальное решение на основе имеющейся в распоряжении руководителя информации;
  • поиск информации осуществляется сотрудниками без объяснения им проблемы;
  • индивидуальная консультация: проблема объясняется отдельным сотрудникам, которые затем должны лично высказать свою точку зрения и дать свои предложения; решение руководителем принимается самостоятельно;
  • консультация группы: руководитель ставит проблему перед группой сотрудников, идет групповое ее обсуждение, а решение затем принимает сам руководитель;
  • групповое решение: руководитель, объяснив проблему группе сотрудников, находит и принимает решение вместе с ними.

Выбор метода решения зависит от специфичности проблемы и от цели, которую хотят достичь.

Для группового принятия решений может использоваться так называемый «мозговой штурм». Основное условие «мозгового штурма» — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Создается атмосфера состязательности, эмоционально положительно окрашенная и стимулирующая творчество.

Метод «мозгового штурма» предполагает разделение всех участников процедуры на две группы: генерации идей и группу оценки.

Первая группа «выдает» идеи, вторая — отбирает ценное и нужное. В группу генерации идей подбираются разные по образованию, специальности, возрасту, опыту работы, но примерно одинаковые по рангу специалисты. Им предлагается высказывать первые пришедшие в голову решения.

Группой руководит модератор, играющий роль дирижера, не допускающего взаимной критики, насмешек и т. п. Идеи поступают в группу оценки, в которой должны быть более опытные специалисты.

Группа оценки отбирает самые интересные и перспективные предложения и на их основе формулирует новую задачу, которая опять предлагается группе генерации идей. Такой цикл повторяется тех пор, пока не будут получены результаты, которые затем целесообразно проверить практически.

«Мозговой штурм» известен многим руководителям, но не все знакомы с ним на практике. Он основан на том принципе, что идеи лучше всего вырабатываются, если их оценка откладывается на потом. Это отличает «мозговой штурм» от обычной практики немедленной реакции на предложения. Под общим понятием «мозгового штурма» подразумевается совокупность методов активизации поиска идей. Они очень интересны, продуктивны, их следует обязательно применять при выработке творческих управленческих решений. Опишем их с психологическими рекомендациями по применению.

Метод «мозговой атаки» предложил еще в 40-х гг. американский психолог А. Осборн. В настоящее время этот метод пользуется большой известностью и популярностью. Новым идеям, по мнению А. Осборна, необходим «прорыв из сверхсознания в сознание», поэтому и надо устранить те барьеры, которые этому мешают.

В частности, при генерировании идей обстановка должна быть непринужденной, люди должны быть раскованными, никакой критики и тем более самокритики (критические замечания порой воспринимаются с обидой, в результате чего человек как бы закрывается) не допускается. Не должна проявляться и иерархия отношений, все при «мозговом штурме» равны, мнение каждого считается ценным и не обсуждается.

Итак, приведем рекомендации по применению метода:

  1. Выбирайте краткое изложение проблемы.
  2. Краткое изложение проблемы записывайте, лучше на пустом бланке (на доске, экране).
  3. Определите время, когда будет прекращена работа.
  4. Во время «мозгового штурма» любые идеи, какими бы странными и вроде бы неподходящими они ни казались, записывайте, но не оценивайте.
  5. После окончания данного этапа работы все идеи приведите в логический порядок и каждую обсудите.

Метод «синектического штурма», по существу, является частным случаем «мозгового штурма». Он разработан американским учёным У. Гордоном.

При «синектическом штурме» допустимы элементы критики, а главное — предусмотрено выполнение четырех обязательных приемов, основанных:

  • на прямой аналогии (а как решаются задачи (проблемы), похожие на данную?);
  • личной аналогии, или эмпатии (попробуйте войти в образ данного субъекта и порассуждайте с его точки зрения);
  • символической аналогии (дайте в двух словах, в одной фразе образное определение сути задачи, проблемы);
  • фантастической аналогии (представьте, как бы проблему стал решать… (далее приводится имя исторического деятеля или литературного персонажа)).

Эти обязательные четыре приема и стимулируют возникновение цепи ассоциаций, которые в большинстве случаев приводят к оригинальному творческому решению.

Перечислим некоторые правила проведения «синектического штурма».

Во-первых, не стоит его применять сразу, без предварительной обработки материала, проблемы. Будет лучше, если сначала применить метод «мозговой атаки», а потом, после обработки данных и по прошествии некоторого времени, обратиться к методу «синектического штурма», используя полученные ранее результаты.

Во-вторых, наиболее эффективными являются приемы символической и фантастической аналогии, особенно когда в «мозговой атаке» участвуют представители творческих профессий и лица с так называемым художественным типом мышления. Они быстро перевоплощаются в заданные образы и выдают яркие решения, хотя часто и не бесспорные, порой неприемлемые, но всегда интересные и необычные. Кроме того, в силу творческой индивидуальности участников между ними возникает своеобразное соревнование, которое еще больше стимулирует творческий поиск.

В-третьих, обстановка должна быть максимально свободной. Ни в коем случае нельзя прерывать процесс генерирования идей — телефон должен быть выключен, двери закрыты и т. д.

В-четвертых, «мозговые атаки» должны проводиться под руководством специалиста, желательно психолога.

Метод фокальных объектов состоит в том, что признаки случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый, находящийся в фокусе внимания объект (отсюда и название — фокальный). В результате получаются необычные сочетания, новые качества. Возникает также цепь ассоциаций, необходимых для творческих решений. В частности, называются проблема (объект) и любой пришедший на ум предмет (явление), а потом свойства предмета как бы примеряются с точки зрения пригодности для данного объекта.

Метод морфологического анализа состоит в следующем: в процессе обсуждения выделяют главные характеристики проблемы, как бы рисуют в уме оси, а затем на каждую из них мысленно нанизывают всевозможные варианты, элементы. При этом в поле зрения могут попасть самые неожиданные варианты, которые в иных условиях едва ли пришли бы в голову.

Применять данный метод следует с использованием графических построений. Надо нарисовать эти оси, лучше три, четыре, нанести на них элементы с названием качеств. Эти оси можно вращать, менять местами элементы, можно делать все что угодно, лишь бы возникли идеи. И они обязательно возникнут.

Метод контрольных вопросов. В активизации поиска оригинальных идей может помочь и система наводящих вопросов, которые следует задавать при обсуждении какого-нибудь варианта.

Этот очень простой и хороший метод можно применять в том случае, когда какие-то решения уже найдены, но они не совсем устраивают. Иными словами, его применяют, когда испробовали перечисленные выше методы.

Существуют и другие методы активизации поиска идей, в частности программно-ролевой метод, при котором идеи и решения возникают в условиях взаимодействия членов творческой группы, имеющих свои специфические роли или функции.

Обычно рекомендуют следующие роли: «генератор идей», «эрудит», «консультант по специальным вопросам» и, конечно же, «организатор совместной деятельности», который должен управлять этой работой. Разумеется, в данной группе должны быть взаимопонимание и благоприятный социально-психологический климат.

Метод деловых игр. Комплексным методом, который может быть использован для отражения всех стадий подготовки управленческих решений, является метод «деловых игр».

Отражение некоторой реальной трудовой должности в деловой игре называется игровой ролью. Для управленческих деловых игр описание ролей принимает форму должностных инструкций.

Совокупность игровых ролей образует формальную структуру игровой организации. Во время игры, при имитации функционирования структур управления, возникают различные ситуации, которые требуют коллективного обсуждения.

В частности, обсуждение можно провести по поводу результатов игры, а также по поводу отношений между игроками, между игроками и другими участниками игры (организаторами, экспертами, техническим персоналом) и т. д.

Сама игровая деятельность служит как бы поводом для таких обсуждений, по результатам которых и принимаются решения.

Данный метод, безусловно, «работающий», однако его эффективность во многом зависит от того, насколько личностные и психологические качества членов группы совпадают с их ролевыми функциями, а это уже некоторые рамки. Для творческой личности они не всегда приемлемы. Поэтому, на наш взгляд, методы «мозговых атак» при генерировании творческих решений предпочтительнее.

Интересно
Заключая обзор групповых методов принятия управленческих решений, можно подтвердить положение, что наиболее целесообразным их использование оказывается при необходимости нахождения каких-то новых решений, т. е. при решении в условиях неопределенности задач открытого типа.

Таким образом, у всех приведенных методов имеется одно общее свойство — целенаправленная стимуляция ассоциативных образов и воображения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)