Сущность понятия средства обучения

Средства обучения — компонент процесса обучения, представляют собой орудие деятельности учителя и ученика.

Средства обучения как инструмент учебного познания очень специфичны. Их делят:

  • на материальные средства обучения (книга, ТСО, компьютер);
  • духовные средства учебного труда (знания педагога, виды деятельности, способы сотрудничества).

С помощью средств обучения в учебном процессе решаются следующие задачи:

  • повышение информативной емкости содержания образования;
  • повышение эффективности процесса обучения;
  • расширение возможности проникновения в различные области научного знания;
  • ускорение передачи научной информации, связанной с интенсификацией процесса обучения;
  • влияние на развитие учащихся.

Применение средств обучения повышает наглядность в обучении. Доказано, что только 15% информации запоминается при слуховом восприятии, 25% — при зрительном и 65% — при одновременно слуховом и зрительном. Более 85% детей обладают преимущественно зрительной памятью. Активный объем памяти используется только на 4-5%.

В учебном познании учитель обязан дать детям возможность чувственного восприятия содержания образования. При помощи средств обучения он воспроизводит окружающий мир опосредованно через схему, модель, рисунок, картинку и т. д.

Поскольку чувственно-наглядный образ — образ субъективный, в котором отражается лишь внешняя сторона объекта или явления, то задача обучения заключается в том, чтобы, отталкиваясь от чувственно-наглядного образа, подвести учащихся к глубинной сущности изучаемого объекта или явления.

Переход связан с абстрактным мышлением, с введением и использованием абстрактных понятий

При этом наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с изучаемым объектом и явлением, поставляя мышлению необходимый информационный материал.

Средства обучения, поставляя наглядные образы в учебное познание, выполняют три основные функции:

  1. Познавательную, обогащая процессы восприятия, мышления и практической деятельности многими деталями и помогая раскрыть внутренние свойства изучаемого объекта или явления.
  2. Организационную, связанную с управлением познавательной деятельностью учащихся, контролем и корректировкой учебного процесса.
  3. Воспитательную, связанную с комплексным воздействием на умственную, эмоционально-волевую, личностную и деятельностную сферы учащихся.

Материальные средства обучения обычно располагают в следующем порядке:

  1. Учебники и учебные пособия.
  2. Модели. Наглядные пособия.
  3. Аудиовизуальные средства (ТСО).
  4. Приборы и приспособления для практических и лабораторных работ.
  5. Специальное оборудование (кабинетная система в школе).
  6. Устройства для передачи информации, контроля и коррекции (компьютер, технические средства программированного обучения).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)