Сущность контроля обучения как дидактического понятия

Систематическое получение учителем объективной информации (обратной связи) о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся связано с процессом контроля, осуществляемого учителем.

Составной частью контроля выступает проверка, задача которой — выявить знания, навыки и умения учащихся и сравнить их с требованиями, определенными учебными программами.

В этом случае контроль (проверка) осуществляется при помощи деятельности оценивания (оценки) знаний, навыков и умений учащихся с выставлением учителем определенной отметки. Завершается акт контроля подведением итогов учебной деятельности, что требует учета результатов обучения.

Под учетом понимается обобщенный итог работы учителя и учащихся за определенный период обучения

Он служит средством контроля, средством обучения, определяет готовность школьников к дальнейшему обучению, связанную с прогнозированием и корректировкой учебного процесса.

Функции контроля:

  1. Функция руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся — связана с диагностикой, организацией, регулированием, коррекцией и прогнозированием процесса обучения.
  2. Обучающая функция — отражается в сущности процесса обучения и его результатах.
  3. Развивающая функция — определяется умственным потенциалом, психологическими показателями и уровнем обученности школьников.
  4. Воспитывающая функция — связана с личностными показателями и уровнем воспитанности школьников.

Контроль означает систему выявления, установления и оценивания знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учеников и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

К организации контроля за учебной деятельностью учащихся предъявляются следующие дидактические требования:

  • направленность на результаты обучения, воспитания и развития школьников;
  • систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, побуждающая детей к активизации познавательной деятельности;
  • всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все стороны учебной деятельности школьников, обеспечивать осмысленность, системность, прочность и действенность знаний, навыков и умений;
  • разнообразие видов и форм контроля;
  • объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения учителя, основанные на недостаточном изучении детей или предвзятом к ним отношениям;
  • дифференцированный подход, учитывающий особенности и характер познавательной деятельности учащихся;
  • индивидуальный характер контроля, предполагающий выдачу индивидуальных заданий учащимся и такую организацию контроля, которая бы учитывала специфические личностные, умственные, психофизические особенности каждого ребенка;
  • гласность результатов, мотивированность оценок в суждениях учителя;
  • оптимальность проведения контроля.

Таким образом, контроль учебной работы учащихся (проверка, оценивание, учет результатов) является компонентом процесса обучения, обеспечивая нормальный ход педагогического процесса.

Поэтому контроль — важная и необходимая часть обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)