Сущность и виды таможенных пошлин

В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Вышеизложенное позволяет выявить основные черты таможенных пошлин:

  • это обязательный взнос;
  • это вынужденный взнос, так как его оплата обеспечивается принуждением со стороны государства;
  • имеет возмездный характер, так как является платой за разрешение перемещения товаров через таможенную границу;
  • не является регулярным платежом.

Таможенные пошлины классифицируют по ряду признаков (см. табл. 3).

Рассмотрим характеристики видов пошлин. Ввозные пошлины применяются к импортным товарам при выпуске их для внутреннего потребления. Эти пошлины преобладают в применении всех видов пошлин и, как правило, они используются в качестве инструмента защиты национальных экономик.

Вывозные пошлины применяются к экспортным товарам при выпуске их за пределы таможенной территории. В большинстве развитых стран экспортные пошлины чаще всего применяются в отношении отдельных товаров в случае большой разницы между ценами внутреннего и внешнего рынков.

Транзитные пошлины применяются государством при перевозке товаров через территорию своей страны транзитом. Сегодня используются редко, в основном, как инструмент торговой войны. В целях насыщении внутреннего рынка товарами на ограниченный период могут быть введены сезонные пошлины. Они действуют либо в определенное время года, либо в разное время года имеют разную величину и применяются в рамках таможенного тарифа.

В мировой практике, как правило, используются в отношении ввоза сельскохозяйственных товаров (и некоторых других товаров, имеющих ярко выраженную сезонность) до момента созревания и появления на внутреннем рынке отечественного урожая таких товаров. Срок действия сезонных пошлин не может превышать 6 месяцев в году. Сезонные пошлины подразделяют на постоянные и оперативные. Постоянные сезонные пошлины расписаны в таможенном тарифе по периодам.

Оперативные вводятся в случаях резкого изменения конъюнктуры рынка конкретного товара. Основные цели применения сезонных пошлин в защите национальных производителей продуктов сезонного характера от иностранной конкуренции, а также в стимулировании полной переработки национального урожая сельскохо-зяйственных культур и максимальной реализации продуктов такой переработки.

Обоснование введения сезонных пошлин и размер их ставок учитывают различия в потребительских свойствах национальных и импортных товаров, а также соотношение спроса и производственных мощностей для переработки продуктов, срок хранения сезонных товаров (товары с длительным сроком хранения могут ввозиться заблаговременно до действия сезонных пошлин, при этом их необходимо хранить).

Алгоритм расчета сезонной пошлины включает следующие шаги:

1. Расчет исходной основы сезонной пошлины производится по формуле (1) и (2) – для импортной и экспортной сезонной пошлины соответственно:

Оп.сез = Со + По – Цвр (1-Кпс) + Зхр, (1)

Оп.сез =Цвр – (Сэ + Пэ +Тр + То – Зхр), (2)

  • где Со – прогнозируемая экономически обоснованная себестоимость национальной продукции, аналога импортной (руб.);
  • По – прогнозируемая экономически обоснованная прибыль при производстве национальной продукции, аналога импортной (руб.);
  • Цвр – цена внешнего рынка (руб.);
  • Зхр – затраты на хранение товаров до начала сезона их переработки или потребления (руб.);
  • Кпс – коэффициент различий в потребительских свойствах национальной продукции и импортного аналога;
  • Сэ – экономически обоснованная себестоимость производства экспортной продукции (руб.);
  • Пэ – экономически обоснованная прибыль при производстве экспортной продукции (руб.);
  • Тр – транспортные издержки на доставку экспортной продукции до таможенной границы (руб.);
  • То – таможенные сборы.

2. Расчет сезонной пошлины производится по формуле (3).

Псез = Оп.сез * Ккор, (3)

где Ккор – коэффициент корректировки исходной основы таможенной пошлины, который учитывает приоритетность продукции, для которой вводятся сезонные пошлины, принимается на уровне, превышающем единицу.

Пошлина на тару применяется только к порожней (пустой) таре, перемещаемой через таможенную границу с целью возврата экспортеру. К такой возвратной таре относят грузовые контейнеры. Решение о применении этой пошлины принимает правительство страны, и по ряду критериев (грузоподъемность, способ перемещения, экологические требования) может быть принято решение о полной отмене, о частичной отмене (снижении), об увеличении такой пошлины с указанием периода действия принятого решения.

Регулярные таможенные пошлины формируются с учетом наличия собственных производств, таким образом, при их определении используются цены, отражающие уровень общественно необходимых затрат труда на продукцию, производимую отечественными производителями, и мировые цены. Нерегулярные пошлины формируются при отсутствии отечественных производств, что дает возможность более гибко и свободно ими маневрировать.

По способу исчисления применяют следующие виды ставок:

  • адвалорные ставки начисляются в процентном отношении к стоимости облагаемых товаров;
  • специфические ставки начисляются в установленном денежном размере за единицу облагаемых товаров;
  • комбинированные ставки сочетают оба поименованных вида обложения.

Минимальные (базовые или предельные) ставки таможенных пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из стран, которым страна-импортер в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Максимальные (генеральные или общие) ставки таможенных пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из стран, которым страна-импортер в торгово-политическом отношении не предоставила режим наибольшего благоприятствования (РНБ), либо страна происхождения не известна.

Преференциальные ставки таможенных пошлин применяются при ввозе товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран. В законодательстве ЕАЭС максимальная ставка равняется удвоенной базовой ставке, преференциальная ставка для товаров развивающихся стран составляет 75% базовой ставки, а для товаров наименее развитых стран и стран, с которыми образована ЗСТ, применяется нулевая ставка пошлины.

Автономные таможенные пошлины устанавливаются решениями уполномоченных государственных органов вне зависимости от какихлибо двух или многосторонних международных соглашений, то есть в одностороннем порядке. В практике обычно такие пошлины применяются к товарам, ввозимым из стран, с которыми у страны-импортера нет торговых соглашений.

Страна-импортер может увеличить размер пошлины в соответствии со своими интересами без согласования со странамипартнерами. Завышенные ставки автономных пошлин используются как инструмент переговоров для получения уступок в обмен на их снижение. Как результат успешных переговоров автономные ставки могут трансформироваться в конвенционные.

Конвенционные таможенные пошлины – ставки пошлин, установленные в ходе двух или многосторонних переговоров и закрепленные странами-участницами переговоров в соглашениях (конвенциях).

Конвенционные ставки не могут быть изменены без согласия других сторон соглашения, а их повышение, как правило, сопровождается компенсацией в виде тарифной уступки по другим позициям. Конвенционные пошлины распространяются на основную часть торгового оборота стран-участниц ВТО, заключивших такое соглашение.

Преференциальные (предпочтительные) пошлины – пошлины, вводимые с понижающим коэффициентом для:

  • товаров из определенных категорий стран;
  • стимулирования импорта определенных товаров.

Особые пошлины подразделяют на специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные и используют в качестве инструмента специальных защитных мер. Антидемпинговая и компенсационная пошлины представляют собой временный сбор в размере разницы между ценами продажи товара на внутреннем и внешнем рынках, вводимый импортирующей страной в целях нейтрализации негативных последствий (нанесения таким импортом существенного материального ущерба национальным производителям страны или препятствия организации и/или развитию такого производства в стране) нечестной ценовой конкуренции на основе снижения стоимости товара.

Интересно
Одна из причин снижения стоимости товара – демпинг. Под демпингом понимают метод нетарифной торговой политики, суть которой в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен по отношению к нормальному их уровню в странах импортерах. Демпинг осуществляется за счет ресурсов фирм-экспортеров, стремящихся завладеть долей рынка.

Демпинг запрещен, как международными нормами в рамках ВТО, так и многими национальными законодательствами, которые позволяют в случае обнаружения факта демпинга применять антидемпинговые пошлины. Таким образом, антидемпинговая пошлина является составляющей антидемпинговых мер.

Если снижение стоимости товара осуществлялось за счет выдачи государственных субсидий экспортерам, применяется компенсационная мера. В этом случае составляющей компенсационных мер является компенсационная пошлина. И антидемпинговая и компенсационная пошлины вводятся по результатам расследования на конкретный вид товара и взимаются сверх таможенной пошлины, при этом один и тот же товар не может быть подвергнут одновременно обложению антидемпинговой и компенсационной пошлинами.

Специальные защитные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны (союза стран) в количествах, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, или как ответная мера на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы страны (союза стран) со стороны других государств или их союзов. Специальная пошлина вводится по результатам расследования на определенный срок на конкретный вид товара и взимается сверх таможенной пошлины.

Отметим, обязательным условием применения особых пошлин является наличие существенного ущерба или его угрозы экономике государства-импортера (членам союза стран-импортеров) из-за ввоза импортного товара, размер которого определяется в ходе расследования. При этом для оперативного реагирования на негативные последствия или их предотвращения до окончания расследования возможно установление предварительной специальной пошлины на определенный срок, который не может превышать 200 дней.

Решение о введении предварительной пошлины не может быть принято ранее, чем через 60 календарных дней со дня начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой пошлины не должна превышать размер демпинговой маржи, рассчитываемой по формуле (4):

(Цн – Цэ)/Цэ*100 % (4)

  • где Цн – нормальная стоимость товара;
  • Цэ – фактическая заявленная стоимость экспортируемого в РФ товара.

Если установлена ставка предварительной антидемпинговой пошлины равная размеру предварительно посчитанной демпинговой маржи, действие предварительной антидемпинговой пошлины не должно превышать 4 месяцев, при этом её действие может быть продлено до 6-ти месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80%.

Если же установлена ставка предварительной антидемпинговой пошлины меньше размера предварительно посчитанной демпинговой маржи, действие предварительной антидемпинговой пошлины устанавливается на срок, не превышающий 6 месяцев, при этом её действие может быть продлено до 9 месяцев на основании просьбы экспортеров, доля которых в объеме демпингового импорта товара, являющегося объектом расследования, составляет не менее 80%.

Ставка антидемпинговой пошлины не может превышать антидемпинговой маржи. Ставка антидемпинговой пошлины может быть индивидуальной и единой. Индивидуальная антидемпинговая пошлина применяется индивидуально в отношении каждого известного иностранного экспортера или производителя товара, являющегося объектом антидемпингового расследования.

Единая антидемпинговая пошлина применяется на не дискриминационной основе в отношении всех известных иностранных экспортеров или производителей товара, являющегося объектом антидемпингового расследования. Срок действия антидемпинговой меры не может превысить пяти лет со дня начала применения такой меры или последнего её пересмотра. Начатое повторное расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев со дня его начала.

Аналогичный порядок применяется при определении и введении предварительной компенсационной пошлины. Срок её введения до 4 месяцев. Размер предварительно рассчитанной компенсационной пошлины равен размеру предварительно рассчитанной субсидии.

В ЕАЭС суммы особых пошлин, за исключением предварительных антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, зачисляются, распределяются и перечисляются в бюджет государств-членов союза в порядке и нормах, определенных приложением к Договору о Евразийском экономическом союзе – Протоколом о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов, имеющих эквивалентное действие, их перечисление в доход бюджетов государств членов.

Паратарифные пошлины – это платежи и сборы, взимаемые с товара, перемещаемого через таможенную границу, которые увеличивают стоимость этого товара на дополнительную величину помимо таможенной пошлины.

По мере снижения ставок таможенных пошлин, а, следовательно, падения фискальных таможенных доходов государство стремится активнее использовать паратарифные пошлины для роста финансовых поступлений в бюджет. Паратарифные пошлины обычно ложатся на «плечи» импортера, но как стороны международного договора поставки импортер и экспортер могут распределить общую сумму таких пошлин между собой.

К паратарифным пошлинам обычно относят: таможенные доплаты (например, антидемпинговую и компенсационную пошлины), дополнительные сборы (например, за таможенное оформление, сопровождение, хранение товара), внутренние налоги и сборы (например, налог на добавленную стоимость и акциз).

Таможенные доплаты начисляются в целях пополнения бюджета и/или защиты национальных интересов. Основная черта этих доплат – регулирование внешних и внутренних цен.

Дополнительные сборы применяются только к импортным грузам и не имеют внутренних аналогов, имеют целевой характер и предназначены для финансирования определенных видов деятельности, связанных с ВЭД. В истории есть такие примеры дополнительных сборов, как гербовый, консульский, муниципальный, статистический, фрахтовый, портовый, в отношении транзитных товаров, на развитие экспорта, за импортную лицензию, на благотворительные цели и др. Величина сборов, как правило, не велика и составляет 1-2% от стоимости товара.

Запретительные пошлины – таможенные пошлины по очень высоким ставкам, при которых ввоз товаров в страну становится нецелесообразным и практически прекращается.

Предельные ставки – ставки пошлин с установленным пределом, применяются в отношении товаров, происходящих из стран, в отношении которых применяется режим наибольшего благоприятствования (РНБ).

Фиксированные ставки имеют интермиттирующий характер изменений, то есть меняются только по мере накопления изменений в мировых ценах, потребительских свойствах товаров, издержках производства отечественных товаров. Применение этих ставок по срокам не имеет регламента. Преобладают в едином таможенном тарифе (ЕТТ).

Скользящие ставки имеют перманентный характер изменений, то есть изменяются автоматически с привязкой к динамике факторов, влияющих на уровень таможенных пошлин, чаще всего, мировых цен. Установлены на отдельные товары с высокой волатильностью цен и высокой долей участия в объеме таможенных платежей от их экспорта (например, газ) и импорта (например, сахар-сырец). Могут быть установлены предельные и одновременно скользящие ставки таможенных пошлин, например, на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти.

Для таких товаров, вывозимых из РФ, Правительство РФ в соответствии с законом «О таможенном тарифе» устанавливает особые формулы расчета таможенных пошлин с учетом средней цены на мировых рынках за последний период мониторинга. Порядок и период мониторинга, порядок применения новых ставок, предельные ставки, назначение уполномоченных органов для исполнения этих операций осуществляет также Правительство РФ.

Номинальные ставки пошлин – ставки, указанные в таможенном тарифе. Эффективные ставки пошлин отображают реальный уровень таможенных пошлин на конечный продукт, рассчитанный с учетом пошлин на импорт промежуточных товаров.

Пошлины стратегического назначения – пошлины долговременного действия, направленные, как правило, на формирование и поддержание оптимальной структуры производства. Пошлины тактического назначения пошлины среднесрочного действия, учитывают изменения рыночной конъюнктуры. Пошлины оперативного назначения – таможенные пошлины краткосрочного действия, как правило, учитывают сезонные колебания цен (циклическое изменение закупочной и розничных цен по временам года).

Подытоживая выше изложенное, отметим, любая таможенная пошлина может быть классифицирована по любому признаку, так, например, пошлина в 25% является адвалорной, скорее всего, относится к максимальной, может быть импортной или экспортной, автономной или конвенционной, стратегического назначения или сезонной.

Интересно
Для субъектов предпринимательских отношений в сфере ВЭД стран участниц ЕАЭС возникновение и прекращение обязательства по уплате таможенных пошлин (налогов и сборов) и срок их уплаты в отношении импортных и экспортных товаров, помещаемых под различные таможенные процедуры, определены действующим таможенным кодексом.

Таможенные платежи уплачиваются в национальной валюте государства-члена ЕАЭС, где они подлежат уплате (заявляются под таможенную процедуру), за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством ЕАЭС они уплачиваются в иной валюте. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин (налогов и сборов) определены ТК ЕАЭС.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)