Унификация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС

Сегодня Россия является членом Евразийского экономического союза (далее  ЕАЭС, Союз). Союз последовательно прошел все этапы региональной интеграции. Начало формирования Союза было заложено образованием 8 декабря 1991г. Содружества Независимых Государств (СНГ). Страны-члены СНГ подписали друг с другом договора об образовании зон сводной торговли.

В 1994г. Президент Республики Казахстан предложил проект создания евразийского союза государств, которым предусматривалось создание таможенного союза. 10.10.2000г. было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Договор, вступивший в силу 30.05.2001г. подписали главы государств Беларусь, Казахстан, РФ, Таджикистан и Киргизия. Статус стран-наблюдателей получили Молдавия (2002-2014гг.), Украина (2002-2014гг.) и Армения (2003-2014гг.).

После долгих обсуждений в рамках ЕврАзЭС Республикой Казахстан (с 01.07.2010г.), Российской Федерация (с 01.07.2010г.) и Республикой Белоруссия (с 06.07.2010г.) был создан таможенный союз. Предварительно 01.01.2010г. на территории этих стран вступил в силу Единый таможенный тариф трех стран. 01.07.2010г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

Уже 01.01.2012г. страны-участники реорганизовали таможенный союз в единое экономическое пространство (общий рынок). 29.05.14г. был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. В состав ЕАЭС сегодня входят следующие страны: Республика Армения (со 02.01.2015г.), Республика Беларусь (с 01.01.2015г.), Республика Казахстан (с 01.01.2015г.), Российская Федерация (с 01.01.2015г.), Кыргызская республика (с 12.08.2015г.).

Статус страны-наблюдателя получила Молдавия (с 14.04.2017г.). Кандидатами на вступление в Союз считаются Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, Монголия, Туркмения, Иран, Турция, Индия, КНР, Тунис.

Следует отметить, что путь формирования ЕАЭС и развития отношений между странами-участниками был сложным. Следовало решить множество спорных вопросов, унифицировать огромный объем нормативно-правовых актов, при соблюдении странами-участницами ЕАЭС взятых на себя ранее обязательств по договорам с третьими странами.

До момента заключения таможенного союза Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией (ТС) на таможенной территории России действовал таможенный тариф РФ. Данный тариф и все ему предшествующие отражали внешнеторговые интересы и политику их проведения только одного государства, Российского.

Объединение в ТС потребовало учета и правового отражения интересов всех участников этого союза. Так был сформирован и 16 июля 2012 г. принят Решением Совета ЕЭК № 54 Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС).

Унификация ставок ЕТТ ТС стала очень сложным, дискуссионным и продолжительным этапом создания нормативно-правовой платформы таможенного союза. Сравнительный анализ ЕТТ ТС и ТТ РФ выявляет существенные различия этих тарифов. Так, например, средневзвешенная ставка в ТТ РФ в 2009 равнялась 10,61%, а в ЕТТ ТС в 2010 и 2011гг. – 10,15 и 9,64% соответственно.

В ТТ РФ прослеживался достаточно высокий уровень тарифной защиты на фоне стран-участниц ТС, стран СНГ и странучастниц ВТО, которые в течение ряда предшествующих лет снижали ставки. Кроме того ТТ РФ характеризуется большим количеством специфических и комбинированных ставок, низкой степенью дифференциации ставок, что не позволяло ему быть гибким для решения оперативных задач внешнеторговой деятельности и развития национальной экономики.

Также ТТ РФ сохранял экспортные пошлины на достаточно большой перечень товаров. Таким образом, тариф РФ выполнял преимущественно фискальную функцию. Следует отметить, что ТТ РФ отличался достаточно частым изменением ввозных и вывозных таможенных пошлин. С одной стороны, это давало ТТ РФ мобильность в решении вопросов национальной экономики, но с другой, – вынуждало импортеров и экспортеров работать в условиях неопределенных рисков.

ЕТТ ТС создавался с учетом различных уровней унификации таможенных тарифов стран-участниц ТС, объемов импорта товаров, чувствительности ставок таможенных пошлин для конкретных отраслей и международных обязательств стран-участниц. При этом ТТ РФ до момента принятия ЕТТ ТС уже достиг унификации в 95% с тарифом Республики Беларусь благодаря созданию в 1999г. Союзного государства России и Белоруссии.

Степень унификации таможенных тарифов России и Республики Казахстан характеризовалась на этот момент 38-40%. В процессе унификации тарифов три страны-участницы ТС обсудили и изменили ставки пошлин почти по 11 тыс.товарных позиций. По многим товарным позициям не удалось достигнуть консенсуса. Например, Республика Казахстан был не готов повысить почти 55% ставок своего национального тарифа с целью унификации.

В результате Комиссия ТС своим решением сохранила за Казахстаном право в течение переходного периода применять ставки отличные от ставок ЕТТ ТС. Что касается ТТ РФ, то его ставки в сравнении со ставками ЕТТ ТС были существенно изменены в основном в сторону снижения, в отношении более 300-та позиций технологического оборудования, устройств и механизмов они были обнулены. Следует отметить, что на товары мясной и молочной группы, а также черные металлы ставки были увеличены.

В настоящее время в РФ, как и на всей территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует единый таможенный тариф. Под единым таможенным тарифом ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) понимают свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ЕТН ВЭД ЕАЭС).

Основные цели ЕТТ ЕАЭС:

  • обеспечение условий для эффективной интеграции ЕАЭС в мировую экономику;
  • рационализация товарной структуры ввоза на таможенную территорию ЕАЭС;
  • содержание рационального соотношения ввоза и вывоза товаров на таможенной территории ЕАЭС;
  • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ЕАЭС;
  • поддержка отраслей экономики ЕАЭС.

Поставленные цели определили направления действия ЕТТ:

  • рост доли высокотехнологичных отраслей производства;
  • усиление агропромышленного комплекса с целью удовлетворения собственных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье;
  • рост доли экспорта продуктов глубокой степени переработки.

ЕТТ ЕАЭС относится к простому (одноколонному) виду тарифов и оперирует одним видом ставок: базовыми, они же считаются минимальными и применяются в отношении товаров, ввозимых из стран, к которым применяется РНБ. Гибкость тарифу придает применение коэффициентов, понижающих или повышающих уровень базовой ставки. По принципу исчисления в ЕТТ ЕАЭС применяют адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин.

Ставки являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу ЕАЭС, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании ЕАЭС (Решение Комиссии ТС от 27.11.2009г. № 130).

Ставки таможенных пошлин зависят от вида товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, места происхождения товара и особых условий, в соответствии с которыми применяются специальные ставки.

Ведение ЕТТ ЕАЭС является компетенцией Евразийской экономической комиссии ЕАЭС (Комиссия ЕАЭС). В рамках своих полномочий Комиссия ЕАЭС:

  • ведет единую ТН ВЭД;
  • устанавливает ставки ввозных (импортных) таможенных пошлин;
  • вводит тарифные квоты и определяет порядок из распределения;
  • определяет единую систему тарифных преференций, в т.ч. перечень стран-пользователей системы преференций ЕАЭС (странбенефициаров), а также перечень товаров, происходящих из странбенефициаров;
  • устанавливает порядок применения утвержденных тарифных льгот.

Ввозные таможенные пошлины распределяются по нормам, установленным Приложением № 5 к Договору о ЕАЭС для каждой страны в следующих размерах:

  • Республика Армения – 1,22%
  • Республика Беларусь – 4,86%
  • Республика Казахстан – 6,955%
  • Российская Федерация – 85,065%
  • Кыргызская республика – 1,9%.

В отношении вывозных таможенных пошлин определен иной порядок их установления и распределения. Каждая страна-участник формирует свой перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок. Далее этот перечень направляется в ЕЭК ЕАЭС. Комиссия формирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, с указанием ставок таможенных пошлин и направляет его сторонам.

Ставки вывозных пошлин, порядок и формулы их определения утверждаются национальными нормативно-правовыми актами стран-членов ЕАЭС, в РФ – Правительством РФ на основании Закона «О таможенном тарифе» (Постановление Правительства РФ от 30.08.2013г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашения о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Стороны не расширяют перечни товаров в одностороннем порядке, за исключением случает, которые определены в отдельных соглашениях.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)