Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования

Мировая практика хозяйствования показала возникновение трудностей в достижении сбалансированности экономики с ростом масштабов производства, темпов изменения его отраслевой структуры, расширением международных торговых связей, интеграции национальных экономик, ведением торговых войн и закрытием границ при ухудшении эпидемиологической обстановки.

Ориентация на саморегулирование рынка может привести к возникновению серьезных диспропорций в развитии отраслей и регионов, и даже привести к провалу в социально-экономическом развитии.

Рынок не заинтересован и, более того, в одиночку не может регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого его участника в отдельности. Он не стремится обеспечить социально справедливое распределение благ по труду, не гарантирует право на труд, не нацелен на охрану окружающей среды и здоровья граждан, не поддерживает социально незащищенные слои населения.

Частный капитал не заинтересован во вложениях в низко прибыльные отрасли и проекты, которые, тем не менее, жизненно необходимы для общества и государства, и, следовательно, не способен обеспечить достижения максимально возможной эффективности социально-экономического развития последних. Это и определило условия необходимости государственного регулирования (госрегулирования) экономики.

Важно для государства верно определить направления, формы и интенсивность госрегулирования экономики, а также гармоничное взаимодействие элементов госрегулирования с рыночным механизмом.

В настоящее время каждая развитая и, тем более, развивающаяся страна стремится извлечь максимальные выгоды: экономические, финансовые, технологические и другие, от расширения внешнеэкономической деятельности и углубления внешнеэкономических связей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.1999г. № 183ФЗ «Об экспортном контроле» под внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) понимают внешнеторговую (ВТД), инвестиционную и иную деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

Таким образом, основными направлениями госрегулирования ВЭД определены внешнеторговые отношения, движение капитала (экспорт, импорт) и валютно-финансовые отношения, а торговая политика рассматривается как составная часть экономической политики РФ.

В соответствии с подпунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2003г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее по тексту ФЗ-164) под внешнеторговой деятельностью следует понимать деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Также этим законом даны определения внешней торговли интеллектуальной собственностью, информацией, товарами и услугами. Под внешней торговлей интеллектуальной собственностью понимают передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому.

Внешняя торговля информацией относится к внешней торговле товарами, если информация является составной частью этих товаров, к внешней торговле интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется, как передача прав на объекты интеллектуальной собственности или внешней торговле услугами в других случаях.

Под внешней торговлей понимают импорт и/или экспорт товаров. При этом не является внешней торговлей товарами перемещение товаров:

  • между частью территории РФ и другой частью территории РФ, если такие части не связаны между собой сухопутной территорией РФ;
  • через таможенную территорию иностранного государства;
  • перемещение товаров на территорию РФ с территорий искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права;
  • перемещение товаров между территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.

Внешняя торговля услугами – оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемые следующими способами (способы поименованы в п.1 ст. 33 ФЗ-164):

  • с территории РФ на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию РФ;
  • на территории РФ иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории РФ.

Динамика показателей внешней торговли за последние два десятилетия отображена в таблице 1.

В России внешняя торговля по заявлению Медведкова М.Ю. в интервью Российской газете 06.12.2010 года достигает почти одной трети внутреннего валового продукта (ВВП). Следовательно, в таком соотношении внешняя торговля становится одним из ключевых факторов повышения эффективности деятельности национальной экономики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)