Таможенно-тарифное регулирование, как элемент системы государственного регулирования

Под таможенно-тарифным регулированием понимают совокупность методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанных на применении таможенного тарифа (таможенных пошлин), таможенных процедур, таможенного декларирования товаров.

Все экономические и административные методы госрегулирования ВЭД в соответствии с законодательством объединены в следующие четыре группы методов:

  • Таможенно-тарифное регулирование.
  • Нетарифное регулирование.
  • Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью.
  • Меры экономического и административного характера, способствующие развитию ВТД и предусмотренные ФЗ-164.

Иные методы государственного регулирования ВТД не допускаются. Так как РФ является участницей Евразийского экономического союза, следует отметить, что перечисленные методы коррелируются с методами, применяемыми на единой таможенной территории ЕАЭС и являющимися общими и обязательными для всех стран-участниц ЕАЭС.

На территории ЕАЭС применяются следующие меры регулирования ВЭД:

  • таможенно-тарифного регулирования;
  • запреты и ограничения;
  • меры защиты внутреннего рынка.

В соответствии со ст. 2 ТК ЕАЭС под мерами таможенно-тарифного регулирования понимают меры, применяемые в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.

Под запретами и ограничениями, применяемыми в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г. (далее – Договор о ЕАЭС), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии в Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Под мерами защиты внутреннего рынка понимают специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС, вводимые в отношение товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

Интересно
Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования считают таможенные пошлины. Таможенные пошлины относят к группе ценовых регуляторов, к которым также относят цены, заработную плату, налоги и доходы первичного распределения, налоги на вторичные доходы, валютный курс, процентные ставки по кредиту, государственное субсидирование, количество денежной массы в обращении и др.

Посредством таможенной пошлины государство регулирует обмен результатами труда между отечественными и мировыми производителями товаров. Происходит это через формирование уровня цен на ввозимую продукцию, поступающую на внутренний рынок для дальнейшего потребления. Изменение размера таможенных пошлин влияет на объем импортных товаров, которые экономически выгодно реализовывать на внутреннем рынке или наоборот.

Как правило, ставки таможенных пошлин устанавливают с целью создания конкурентной среды и такими, чтобы сформированный с их помощью уровень цен ввезенной для потребления продукции, стимулировал национальных производителей выпускать товары с высокой долей добавленной стоимости, повышенного качества, с низким уровнем производственных издержек и на высокотехнологичном оборудовании.

Политика установления таможенных пошлин должна быть нацелена на отрасли и производства, стимулирование развития которых является социально-экономической задачей государства и/или поддержание и развитие которых считается эффективным. Эффективное использование таможенно-тарифного регулятора возможно только в условиях его гармоничной взаимосвязи со всей группой ценовых регуляторов. Так, например, пошлина, регулируя объем доступа импортных товаров на национальный рынок, определяет уровень внутренней цены на товары.

Рост курса национальной валюты, снижает рублевые затраты на импортные товары и, следовательно, повышает их конкурентоспособность. А падение курса национальной валюты наоборот стимулирует экспорт. С помощью денежной массы в обращении происходит обмен результатами труда производителей товаров, распределение и перераспределение вновь созданной стоимости между собственниками результатов труда, средств производства и наемными рабочими, государством и другими.

Таким образом, для достижения максимального эффекта от применения комплекса инструментов госрегулирования важно определить оптимальное значение и направление действия (однонаправленное, разнонаправленное) каждого регулятора. Неверный выбор направлений действия, отклонение величин регуляторов от оптимальных значений снижают эффективность госрегулирования, а в крайних проявлениях приводят к дестабилизации экономики, её стагнации или деградации.

Очевидно, основные цели таможенно-тарифного регулирования, как элемента системы госрегулирования ВЭД, это:

  1. Протекционизм национальных производителей.
  2. Регулирование структуры экспорта и импорта товаров. Следовательно, наиболее значимыми элементами таможенно-тарифного регулирования будут являться таможенные пошлины и таможенный тариф, таможенная стоимость, тарифные льготы и тарифные преференции, а также перечень товаров (система группировки товаров или товарная номенклатура ВЭД).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)