Развитие и совершенствование таможенного тарифа России

Считают, слово «тариф» происходит от названия острова Тарифа, который находится в самом узком месте Гибралтарского пролива. И такое географическое положение стало определяющим в смысловой нагрузке данного термина. В начале 8-го века н.э. остров в границах Пиренейского полуострова был захвачен арабами, которые по специальной таблице собирали пошлину с проходящих через пролив судов.

Со временем данное правило было перенято другими странами, а таблицу о пошлинных сборов стали называть «тариф». Слово «пошлина», по мнению лингвистов, происходит от исчезнувшего «походити» («проходить»), что также указывает на сборы за проход или проезд.

Таким образом, корни формирования таможенной пошлины следует искать при зарождении товарно-денежных отношений и международной торговли, когда государствами устанавливались сборы и платы за проезд, право торговли, очевидно, с целью покрытия затрат, связанных с осуществлением государственных функций.

Ряд авторов6, стремящихся более точно определить этот момент, делают отсыл к документам Шумерской цивилизации, Древнего Египта и Библии, как содержащим первую информацию о пошлинах и правилах их сбора. Также известно о тюркском государстве середины I тысячелетия н.э., которое владело огромной территории от Алтая до Дуная, контролировало торговлю Великого шелкового пути. Тюрки взимали таможенные пошлины, размер которых на некоторые товары доходил до 10%.

На Руси сбор таможенных пошлин закрепился и получил развитие во времена монгольского нашествия. С торговых людей взимались различные пошлины, основной была тамга, остальные имели специфику применения. Так, например, при предъявлении товара, предназначенного для торговли, взималась «явка», с привозимых товаров, размещенных на гостином дворе – «гостиное», за обвязку товара с приложением таможенных печатей – «узольцовое».

Также взимали проезжие пошлины и пошлины за обслуживание, которые тоже дифференцировались. Например, проезжие пошлины: за число телег в обозе – «подужная», а саней – «полозовая», с груженого судна – «посаженная», при причаливании – «побережная», с души при прибытии судна – «головщина». На тех, кто не выполнял требования уплаты пошлин и сборов, накладывали штрафы – «промыт», «заповедь», «протаможье», «протамга».

Перечисленные платежи служили в первую очередь фискальным инструментом государства для пополнения казны. Первые попытки применять таможенные пошлины в качестве инструмента тарифной защиты были предприняты при Иване Грозном (25.08.1530г. – 18.03.1584г.).

Таможенные пошлины дифференцируются: с ввозимых товаров взимают пошлину по алтыну с рубля, а с вывозимых 2 алтына с рубля. В 1667 году был принят Новоторговый устав, существенно ограничивающий иностранцам торговлю: не везде, не во всякое время и не всеми товарами. Впервые производится разделение пошлин на внешние (ввозные и отпускные) и внутренние (рублевые, перекупные и др.). Устанавливается правило: если иностранец покупает русские товары на привезенные им золотые и серебряные монеты, то эти товары покидают Россию без уплаты пошлин.

И наоборот, если русский купец покупал за границей товары на деньги, полученные от продажи отечественных товаров, ввоз этих товаров происходил беспошлинно. Новоторговый устав оценен историками как первый русский таможенный тариф (с 1724 г. он стал систематически пересматриваемым инструментом регулирования внешней торговли).

При Петре I Великом (09.06.1672 г. – 08.02.1725 г.) начинается разработка таможенно-тарифной политики и её последующее применение. В 1724 году вводится таможенный тариф, разработанный Коммерцколлегией, в котором можно увидеть первые попытки реализации принципов эскалации ставок и эффективного тарифа: если ввозился товар, производство которого в России составляло одну четвертую от количества ввезенного товара, пошлина составляла 25% (шерстяные ткани, оружие из железа), половину – 50% (полотно, бархат) и три четверти – 75% (железо, воск, кожи).

На товары, не производимые в стране, установлены пошлины в размере 4-10% стоимости. Вывозные пошлины не превышали 3%. Установлена запретительная пошлина на товары, необходимые для внутреннего производства, например, на льняную и шерстяную пряжу.

Введен покровительственный тариф на товары, инструменты, материалы, необходимые фабрикантам, которые теперь можно было ввозить беспошлинно. К таким товарам относились математические и хирургические инструменты, очки. Благодаря протекционистской политике уже в 1726 году объем Российского товарного вывоза в два раза превышал объем ввоза. Количество фабрик и заводов достигло 233, из которых 90 относились к крупным мануфактурам.

В начале XIX века при правлении Александра I (Павловича) Благословенного издано «Положение о нейтральной торговле в 1811г. в портах Белого, Балтийского Серного и Азовского морей и по всей западной сухопутной границе» (тариф Сперанского).

В соответствии с этим тариф был введен запрет на ввоз в страну всех готовых промышленных изделий, и разрешен беспошлинный ввоз сырья. По окончании войны 1812-1813гг. тариф четырежды пересматривался под влиянием взаимоотношений с союзниками и понижением ставок пошлин. Тариф 1818 года полностью отменил запреты, а положения тарифа 1819г. практически не ограничивали импорт (ставки в диапазоне 2-15%), что привело страну к экономическому и финансовому кризису. К 1821 году промышленность и сельское хозяйство России были близки к состоянию банкротства.

Осознание такого бедственного положения заставило сменить взгляды на тарифную политику и принятию протекционистского тарифа 1822г.: высокие пошлины взимались приблизительно с 1200 различных видов импортных товаров, ввоз ряда товаров (хлопчатобумажные и льняные ткани и изделия из них, сахар, некоторые металлические изделия и др.) был фактически запрещен.

Более того, министр финансов России Е.Ф. Канкрин сформулировал 13 правил о составлении «таможенной росписи», в их числе, например:

  • недопустимость чрезмерно высоких пошлин (во избежание контрабанды);
  • дифференцированный подход к обложению пошлинами ввозимых товаров в зависимости от страны происхождения и их необходимости для внутреннего рынка;
  • недопустимость особых привилегий отдельным лицам при применении тарифа и другие, которыми заложил принципы формирования протекционистского тарифа.

Интересен пример применения отраслевого протекционизма в годы правления Александра II, который поддерживал развитие железных дорог. Строительство шло так активно, что отечественная тяжелая промышленность не могла удовлетворить его потребности ни по темпам, ни по масштабам. По этой причине в 1868 году были отмерены ввозные пошлины на такие товары, как паровозы, подвижной состав, каменный уголь, снижены на чугун. После того как основные железные дороги вошли в эксплуатацию, обложение по этим товарам было восстановлено.

Интересно
Серьезный кризис Российской промышленности конца 19 века, экономическая экспансия Германии и других европейских стран вернули тариф на защиту отечественной экономики. Пришедший к власти Александр III (10.03.1845г.-01.01.1884г.) проводил политику ярко выраженного покровительства.

В течение 80-х годов было проведено несколько повышений ввозных пошлин: в 1881 г. на 10% (такой высокий процент был связан с отменой годом ранее акциза на соль, и последующим снижением по этой причине дохода казны), 1882г., 1884г., 1885г. Проводимая политика покровительства добилась снижения импорта с 517,7 млн.руб. в 1876-1880гг. до 392,3 млн.руб. в 1886-1890гг. Венцом политики протекционизма стал тариф 1891г., разработкой которого руководил Д.И. Менделеев. Тариф устанавливал сверхвысокие пошлины на импорт – 33-100% от цены товара.

И всего за 10 лет (1887г.-1897г.) показатели производства товаров внутри страны удвоились, настоящая техническая революция произошла в металлургии. За 13 лет (1887г. – 1990г.) производство чугуна выросло в 5 раз, стали почти в 5 раз. Такие же высокие показатели роста показали производство нефти (в 4 раза), угля (в 3,5 раза), сахара (в 2 раза).

Результатом применения тарифа 1891г. стал 1913 год – год наивысшего подъема российских производства, сельского хозяйства и науки. Год, который считают «эталонной точкой» сравнения экономических показателей в России. С установлением в России советской власти частная собственность постепенно национализировалась, была введена монополия государства на внешнюю торговлю.

Роль таможенного тарифа нивелировалась до выполнения фискальных функции. В 1922 году был принят таможенный тариф, ориентированный на промышленный протекционизм, создание благоприятных условий для национальных производств.

Развитие и совершенствование системы тарифного регулирования приходятся на послевоенный период – вторую половину 40-х и 50-е годы. Таможенный тариф был дифференцирован для товаров разных стран происхождения, для завозимых через Мурманский порт и другие, на многие товары действовали конвенционные ставки пошлин. В 1961 году был принят новый таможенный тариф СССР, ориентированный на создание системы преференций для развивающихся и наименее развитых стран во исполнение заключенных международных соглашения.

Новый виток развития система таможенно-тарифного регулирования получила уже в 1889-1992гг. с отменой государственной монополии на внешнюю торговлю. 15.11.1991г. был принят Указ Президента РФ № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», который с 01.01.1992 г. отменил все импортные барьеры. В течение 6-ти месяцев торговля велась беспошлинно, без какой-либо защиты отечественных производителей. Почти все отечественные промышленные и сельскохозяйственные производители, не выдержав конкуренции дешевых и часто лучше по качеству зарубежных товаров, были близки к банкротству.

Осознав положение, указом Президента РФ с 01.07.1992г. был введен временный импортный тариф в размере ставки 10-25% на алкогольную продукцию, аудио и видео технику, легковые автомобили и 5% на все остальные ввозимые товары. 01.04.1993г. временные меры таможенно-тарифного регулирования сменил утвержденный импортный таможенный тариф Российской Федерации с более высокой степенью дифференциации ставок пошлин. Тариф строился в основном на адвалорных пошлинах, специфические пошлины были установлены только на легковые автомобили, ввозимые физическими лицами.

В 1995 году РФ подала заявку на вступление в ВТО, стратегия таможенно-тарифного регулирования была переориентирована на либерализацию тарифа. В соответствии с Постановлением Правительства от 28.02.1995г. № 221 максимальная ставка импортной пошлины должна была составлять с 01.01.1998г. – 20%, а с 01.01.2000г. – 15%. Также впервые был введен регламент изменения ставок таможенных тарифов (Постановлением Правительства РФ от 22.10.1997г. № 1347): ставки могли изменяться не чаще одного раза в пол года, и эти изменения входили в силу еще через пол года (180 дней), единовременное повышение ставки не могло превысить 10%.

При этом тариф терял свою гибкость в регулировании внутренних товарных рынков. В 2001 г. произошли качественные изменения тарифа. Было принято решение от семиуровневой системы ставок импортных пошлин (от 0% до 30% с шагом в 5%) перейти к пятиуровневой (от 0% до 20% с шагом в 5%). Ситуация для отечественных производителей усугубилась в 2006г., когда ставки импортных пошлин примерно 800та позиций товарных групп машины, оборудование и комплектующие к ним были обнулены.

22 августа 2012г. Россия стала 156-м членом ВТО. Переговоры о вступлении РФ в ВТО велись почти 18 лет. Членство в ВТО наложило на РФ ряд обязательств, например, по снижению пошлин на промышленные товары в среднем с 10,9% до 6,9%, а на сельскохозяйственные с 21,5% до 19%, по ряду позиций до 18%. Взятые обязательства выполнялись в течение переходного периода от 2-х до 7-ми лет с момента присоединения к ВТО и дифференцированно по отдельным рынкам товаров и услуг.

Интересно
В процессе снижения пошлин учитывались требования и интересы национальной экономической политики по защите отечественных производителей, а именно эскалация ставок пошлин на продукцию с повышенной степенью обработки, а также создание благоприятных условий для развития производств. Также была предусмотрена диверсификация пошлин в зависимости от наличия аналогичных продуктов в стране, например, сельскохозяйственных – на лук 10%, а на ананасы 3%.

С момента экономических реформ начала 90-х годов были введены экспортные пошлины, эффективность применения которых объясняется низким валютным курсом рубля и спросом на топливно-сырьевые товары. Нестабильность валютного курса рубля и изменение мировых цен на экспортную продукцию привели к практике периодической отмены экспортных пошлин и их последующего введения.

После финансово-экономического кризиса 1998г. впервые был введен механизм корректировки таможенной пошлины в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка, когда при определении уровня вывозной пошлины на ряд товаров топливно-сырьевой группы проводился мониторинг среднемесячных цен международных рынков этих товаров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)