Цель и задачи, формы и методы, принципы государственного регулирования
Цели государственного регулирования ВЭД определены п. 1 ст. 1 ФЗ:
- обеспечение благоприятных условия для внешнеторговой деятельности;
- защита экономических и политических интересов РФ.
Основные функции госрегулирования рыночной экономики:
- Во-первых – стабилизационная. Эта функция призвана обеспечить необходимый уровень занятости населения и относительную стабильность цен, а также создание условий для роста предпринимательства и экономики в целом, то есть государство проводит бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, ориентируясь на стабилизацию экономики, снижение инфляции и безработицы;
- Во-вторых – перераспределение доходов. Функция нацелена на справедливое распределение доходов в обществе и устранение социального неравенства, в т.ч. поддержание социально слабых слоев населения, решение общественно-социальных задач в сфере здравоохранения, образования и др.;
- В-третьих – перераспределение ресурсов (финансовых, трудовых, материальных). Функция нацелена на поддержание оптимальных межотраслевых и межрегиональных пропорций для данной экономической системы (налоговые льготы, государственное предпринимательство, субсидирование, программирование и др.)
В соответствии с целями и функциями главной задачей государственного регулирования в развитых и развивающихся странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировом рынке, её международной конкурентоспособности, а именно обеспечение нормального функционирования рыночного механизма, развития конкурентной среды, формирование наиболее благоприятных условий для предпринимательства, а также вмешательство государства в те сферы и области, где не справляется рынок.
Подзадачи госрегулирования ВЭД:
- формирование и соблюдение законодательной базы, обеспечивающей эффективные экономические и организационные условия для развития всех видов и форм ВЭД;
- обеспечение свободного доступа Российской экономики к системе мирового хозяйствования;
- защита национальной экономической безопасности страны (защита экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень граждан, приводя к неблагоприятным социальным последствиям, защита бизнеса от недобросовестной конкуренции);
- обеспечение общественной безопасности (защита общества от уголовно наказуемого поведения лиц, защита от терроризма);
- защита интересов российских потребителей ввозимых товаров (защита жизни и здоровья граждан, нравственных и моральных устоев и культурных ценностей общества);
- охрана окружающей среды;
- пополнение федерального бюджета через взимание таможенных платежей.
Анализ данных Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы государственной статистики за несколько последних лет показывает, что доля поступлений в государственный бюджет от ВЭД составляет порядка 30-40% (см. табл. 2).
Общий принцип регулирования ВЭД установленный на международном уровне для всех стран – это либерализация ВЭД, при этом каждая страна самостоятельно определяет скорость и объемы либерализации с учетом её национальных специфики, уровня экономического развития и конкурентоспособности.
В соответствии со ст. 4 ФЗ-164 основными принципами государственного регулирования ВТД являются:
- защита государством прав и законных интересов участников ВТД, российских производителей и потребителей товаров и услуг;
- равенство и недискриминация участников ВТД;
- взаимность в отношении другого государства (группы государств);
- обеспечение выполнения обязательств и осуществление возникающих прав РФ по международным договорам, ратифицированным РФ;
- выбор мер госрегулирования ВТД, являющихся не более обременительными для участников ВТД, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры госрегулирования ВТД;
- гласность в разработке, принятии и применении мер госрегулирования ВТД;
- обоснованность мер госрегулирования ВТД;
- исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во ВТД и нанесение ущерба участникам ВТД и экономике РФ;
- обеспечение обороны страны и безопасности государства;
- обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном Законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов (НПА) РФ, ущемляющих право участника ВТД на осуществление ВТД;
- единство системы госрегулирования ВТД;
- единство применения методов госрегулирования ВТД на всей территории РФ.
Вышеперечисленные принципы реализуются в части, не противоречащей международным договорам и соглашениям, заключенным и ратифицированным РФ.
Выделяют две составляющих (два элемента) механизма госрегулирования ВТД:
- институты, осуществляющие госрегулирование ВТД
- формы, методы и инструменты госрегулирования ВТД.
В систему органов, участвующих в регулировании ВЭД входят уровни: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ) и местный. На федеральном уровне работают органы государственной власти общей компетенции (государственная дума, совет федерации, президент РФ, правительство РФ, министерство обороны РФ) и государственные органы, наделенные специальной компетенцией (Минэкономразвития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами).
ФТС РФ является органом исполнительной власти, подведомственным Минэкономразвития РФ, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Различают две формы государственного регулирования ВЭД: прямое и косвенное. Прямое регулирование ВЭД включает административные меры воздействия, такие как квотирование, лицензирование, лимитирование, установление запретов и ограничений, введение санитарных, ветеринарных требований и технических стандартов, а также включает ряд экономических мер: государственные субсидии, государственное программирование и государственное предпринимательство.
При косвенном регулировании используют только экономические меры, воздействующие через стоимостные показатели на структуру, интенсивность, географию внешнеэкономических потоков. К таким мерам косвенного регулирования относят пошлины, таможенные сборы, налогообложение импортно-экспортных операций, порядок определения таможенной стоимости, систему тарифных льгот и преференций, кредитноденежное и валютное регулирование.
В настоящее время развитые страны стараются в меньшей степени прибегать к методам прямого государственного вмешательства в экономические процессы, в большей степени использовать косвенное регулирование. Подытоживая вышеизложенное можно заключить, госрегулирование ВЭД представляет собой комплекс экономических и административных (правовых и управленческих) мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках.
Эти меры направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки национальных товаров, услуг, прав интеллектуально собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также поддержание устойчивого положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение национальной экономической безопасности.
- Происхождение товара: понятие, цель и правила определения
- Развитие и совершенствование таможенного тарифа России
- Принципы и методика расчета таможенных пошлин
- Методические основы и методология определения таможенной пошлины
- Виды таможенных тарифов, функции, структура и принципы построения таможенного тарифа
- Сущность и виды таможенных пошлин
- Таможенно-тарифное регулирование, как элемент системы государственного регулирования
- Внешнеэкономическая деятельность как объект государственного регулирования
- Унификация таможенно-тарифного регулирования в ЕАЭС
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу