Стилистические функции антонимов

Антонимы используются как яркое выразительное средство в эмоциональной речи; не случайно они обыгрываются во многих поговорках: Худой мир лучше хорошей ссоры; Сытый голодного не разумеет; От радости кудри вьются, а от печали — секутся. Здесь же используются и антонимы-конверсивы: Любишь брать, люби и отдавать; Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.

Мы воспринимаем жизнь в контрастах, и это свидетельствует не o противоречивости, а о цельности ее восприятия. Для изображения действительности во всей ее сложности и нужны антонимы. Они являются важнейшим средством создания антитезы (от греч. antithesis — противоположение) — риторической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты иубогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь (Н.).

По структуре антитеза может быть простой (одночленной): Дома новы, а предрассудки стары (Гр.); Чем ночь темней, тем ярче звезды (Майк.); Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок (Ес.) — и сложной (многочленной): И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой­то холод тайный, когда огонь кипит в крови (Л.). В сложную антитезу вовлекается несколько антонимических пар.

Часто обращаются к антитезе публицисты: Нет на войне про­ межуточных тонов, бледных красок, все доведено до конца — великое и презренное, черное и белое (Эр.). Употребление антонимов придает публицистической речи риторическое звучание. Так, А.Н. Толстой писал в годы Великой Отечественной войны: Наша земля немало по­ глотила полчищ наезжавших на нее насильников. На западе возникали империи и гибли. Из великих становились малыми, из богатых нищими. Наша родина ширилась и крепла, и никакая вражья сила не могла по­ шатнуть ее.

По принципу антитезы построены многие заглавия произведений, например: «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (Сим.). Особенно часто используется антонимия в заголовках журнальных и газетных статей: «Химия добрая и злая», «Проводы трагические и веселые», «Знаменитый и неизвестный» (о профессии разведчика), «География — разная, био­ графии — схожие», «Бедность при богатстве».

Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контраст-
ных признаков у предмета — диатеза: Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (Гонч.). Такое нанизывание антонимов с отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не имеют точного определения, например: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так (Выс.).

Сильную экспрессию создает употребление одного из членов антонимической пары с отрицанием: Ценность человека определяется не отсутствием недостатков, а наличием достоинств. Подобное соединение антонимов усиливает, подчеркивает значение одного из них, употребленного без отрицания.

Антонимия лежит в основе оксюморона, который в античной риторике рассматривался в составе тропов. Термин образован от греческого слова «oxymoron» — остроумно-глупое и означает яркий стилистический прием, состоящий в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов.

Сочетание антонимов в «чистом виде» (когда они принадлежат к одной и той же части речи) в оксюмороне встречается редко («Начало конца» — заголовок статьи; В разгар периода застоя…). Чаще слова, имеющие противоположные значения, соединяются как определение и определяемое, т.е. прилагательное и существительное: «Живые мощи» (Т.), «Крупные мелочи», «Дорогая дешевизна» (заголовки газетных статей). Реже оксюморон образуют глаголы и наречия: Мама, ваш сын прекрасно болен (М.); Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнаженной (А. Ахматова о царскосельской статуе). Не только поэты ценят этот стилистический прием. В риторическом наследии Цицерона есть такой оксюморон: Они кричат молча. Вспомним и оксюморон у А.П. Чехова: Видеть бричку для него было не только приятно, но и мучительно сладко.

Интересный стилистический прием состоит в использовании одного из антонимов, в то время как по смыслу следовало бы употребить другой. Например: Нечего сказать, умные головушки при­ казные (П.); Да, богат я, богат с излишком. / Был цилиндр, но теперь его нет. / Лишь осталась одна манишка / с модной парой избитых штиблет (Ес.). Слово богат, употреблено иронически, на самом деле автор беден.

Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом. Он часто встречается в текстах, пронизанных авторской иронией, например в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем» Н.В. Гоголя: Два почтенные мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились… Тогда процесс по­ шел с необыкновенной быстротою, которою обыкновенно так славятся судилища.

Резкий сатирический эффект создает антонимическая замена одного из компонентов в устойчивых словосочетаниях: «Бюро злостных услуг», «Долг платежом черен» (заглавия фельетонов). В подобных сочетаниях особенно обращает на себя внимание «нелогичность» высказывания, поскольку языковая форма фразеологизма диктует употребление противоположного по значению слова.

Стилистические функции антонимов не исчерпываются выражением противопоставления. Антонимы помогают выразить полноту охвата всего класса предметов, всякого явления, действия, качества и т.д. Всеохватность можно иллюстрировать такими классическими примерами: И молодые, и старые как бы наперегонки косили (Л.Т.); Вы не поверите, они измучили меня со всех сторон, все, все, и враги… и друзья (Дост.); И верхние, и нижние — / Bce ноты хороши / (Н.).

Повторяющийся союз и подчеркивает широту охвата описываемого. В иных случаях автор использует предлоги от — до: …Ньютон высказал закон тяготения… Он выразил свойство, общее всем телам, от бесконечно великих до бесконечно малых (Л.Т.). Использование антонимов в этой стилистической функции иногда приводит к нанизыванию антонимических пар: Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и злые. Храбрые и трусливые, умные и недалекие, кра­ сивые и уроды, здоровые и больные, веселые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые (Н.Ч.).

В эмоциональной речи публицистов антонимы особенно часто встречаются именно для выражения широты охвата временных границ: Чтобы многомиллионный город­труженик мог жить, двигаться, рабо­ тать, днем и ночью, не умолкая, гудело пламя в топках, шли эшелоны с торфом, углем (Гран.); День и ночь наши танки готовятся на маши­ ностроительных заводах Союза (A.T.).

Более спокойная стилистическая окраска речи характеризует антони-мы, которые отражают смену явлений, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Звезды то возносились, то падали в ночь, и зимняя тьма висела кольцом над городом (Пауст.); Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла (Бл.); Он то тушил свечу, то опять зажигал ее (Ч.).

Антонимам свойственна высокая степень одновременного употребления в речи, «встречаемости». Этим объясняется закрепление в разговорном стиле сочетаний типа и стар и млад, и те и другие, ни дать ни взять, рано или поздно, и нашим и вашим, более или менее, так или иначе и т.п. Они воспринимаются как стилистическое появление «разговорности».

Наряду с точными антонимами в речи широко используются контекстуальные («квазиантонимы»), т.е. слова, которые противопоставлены только в данном контексте, например: «Волки и овцы», «Отцы и дети». Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Однако контекстуальные антонимы так же, как и языковые, создают яркие антитезы:
Мы любим и ветер коммуны, И Лувра спокойную тишь, Мы любим и старый и юный, Веселый и грустный Париж. (Е. Шевелева)

Риторические фигуры, в основе которых лежит употребление антонимов, были описаны еще в эпоху античности известными греческими и латинскими риторами. Однако они не предупреждали ошибки, которые могут встретиться в речи при неумелом обращении с контрастными словами. Современная риторика уделяет внимание и этой теме.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)