Становление молодого сотрудника как воспитателя осужденных в коллективе сотрудников исправительного учреждения

С получением диплома о высшем или среднем специальном образовании, дающего право на занятие определенной должности, молодой человек после зачисления в штат ИУ, конечно же, еще не может считаться воспитателем осужденных. Станет он таковым по истечении определенного времени, когда осужденные смогут ему доверять, когда у молодого сотрудника появится авторитет, когда воспитуемые убедятся в искренности стремлений своего молодого начальника в оказании им помощи по возвращению в большую жизнь, по избавлению от вредных привычек, преступного мировоззрения.

К сожалению, не каждый, проработавший даже многие годы в пенитенциарном учреждении, может называться воспитателем осужденных. Усвоение отрицательных стандартов, стереотипов обращения с осужденными, нередко сопровождающихся грубостью, унижением человеческого достоинства, оборачивается в конечном итоге для таких «горе-воспитателей» профессиональной деформацией, утратой доверия как со стороны сотрудников, так и со стороны осужденных.

Что же поможет молодому сотруднику быстро (в течение трех–пяти месяцев) и безболезненно влиться в коллектив сотрудников исправительного учреждения, заслужить определенный авторитет, уважение и доверие коллектива?

Существует неоспоримая закономерность: чем обширнее знания молодого специалиста, тем свободнее он будет чувствовать себя в выборе того или иного решения. Его скромность, тактичность, самостоятельность, сдержанность, привычка думать, а затем говорить (или принимать то или иное решение) окажут ему неоценимую услугу не только в период адаптации к деятельности, но и на протяжении всей службы в пенитенциарном учреждении.

Гордецы, себялюбцы, чванливые люди с большим самомнением создают для себя в педагогическом коллективе невыносимую обстановку и чаще всего бывают вынуждены покинуть коллектив ИУ, считая себя незаслуженно обиженными.

Молодые специалисты (часто скромные, настоящие труженики) нередко вносят свежую струю в работу коллектива. Чтобы пополнить теоретический багаж, к ним порой тянутся опытные воспитатели, не имеющие специальной подготовки.

На адаптацию к деятельности и в коллективе сотрудников исправительного учреждения большое влияние оказывают заблаговременный настрой, психологическая готовность молодого специалиста еще в стенах специализированного учебного заведения к работе с осужденными, сотрудничеству с будущими коллегами.

Интересно
Заблаговременная психологическая подготовка к предстоящей деятельности помогает молодому специалисту не только грамотно (с профессиональной точки зрения) готовиться к решению наиболее сложных производственных задач, но и, соизмерив свои личные качества с предстоящими непростыми служебными функциями, осознанно работать над собой.

Полученные в учебном заведении знания – хорошее подспорье в будущей деятельности молодого воспитателя. Они серьезно сокращают время становления специалиста, время формирования им собственного стиля профессиональной деятельности.

Но полученные знания только тогда будут эффективны, когда станут его убеждениями, когда он начнет соединять теорию с практикой, ставить вопросы и находить в своих знаниях, литературе ответы на них. «…Всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности», – говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский.

Как отмечалось выше, хороший воспитатель осужденных, сотрудник пенитенциарной системы немыслим без наличия развитых коммуникативных способностей. Коммуникабельность сотрудника в совокупности со скромностью, ответственностью за порученное дело помогает быстро установить необходимый для пользы дела контакт с осужденными и сотрудниками различных служб, отделов ИУ.

Вступивший в должность молодой сотрудник ИУ должен внимательно и как можно более точно оценить происходящее вокруг него. Осознанное отношение к своему положению в коллективе неминуемо подведет его к мысли о необходимости сосредоточить все свои силы на решении массы свалившихся на него проблем, проявляя при этом повышенную требовательность к себе.

Большое влияние на процесс адаптации молодого воспитателя осужденных к коллективу сотрудников исправительного учреждения оказывает его отношение к наставничеству. Даже если молодой сотрудник хорошо подготовлен к работе в ИУ, он должен с пониманием и доброжелательностью отнестись к факту прикрепления к нему наставника из числа опытных сотрудников учреждения. Вполне вероятно, что далеко не все рекомендации наставника будут реализованы молодым сотрудником, но внимательное и серьезное отношение к ним необходимо.

Должны быть исключены две крайности в общении молодого сотрудника с наставником и вышестоящими начальниками (которые порой еще встречаются на практике): молодой сотрудник по любому (порой совсем незначительному) вопросу донимает руководителя службы, наставника, коллег, отвлекая последних от важных дел – такой подход не делает чести молодому сотруднику, не работает на его авторитет; молодой сотрудник считает ниже своего достоинства обратиться за советом к опытному коллеге, наставнику.

Интересно
Когда же ему пытаются помочь или подсказать, – заявляет, что сам в состоянии разобраться, иначе говоря, «отмахивается» от помощи. Такому сотруднику, не отличающемуся скромностью, как правило, не прощаются даже незначительные погрешности в работе.

По мере того как молодой сотрудник все крепче «становится на ноги», многие вопросы решает самостоятельно и с должным профессионализмом, необходимость опеки над ним отпадает сама по себе. Чем раньше это случится, тем больше будет оснований считать, что процесс его адаптации завершается.

С первых дней работы в исправительном учреждении молодой сотрудник должен осознанно относиться к проблеме профессиональной деформации сотрудников пенитенциарного учреждения и сделать все возможное, чтобы не допустить своего нравственного и профессионального падения, выполняя многочисленные функциональные обязанности.

Успешность становления молодого сотрудника как воспитателя осужденных в коллективе сотрудников исправительного учреждения во многом зависит от уровня развития у него личностных профессионально значимых качеств, таких как человечность, ответственность, скромность, порядочность, психологическая устойчивость, убежденность в высоком социальном назначении труда сотрудника уголовно-исполнительной системы, коммуникативность, готовность к восприятию передового опыта, изменению сложившихся стереотипов, к постоянному самосовершенствованию.

Имея право на индивидуальное творчество, молодой сотрудник исправительного учреждения, являясь членом коллектива, не может игнорировать сложившиеся в нем традиции, подходы к работе с осужденными. Реально влиять на те или иные стороны деятельности своих коллег он сможет только по истечении определенного времени, когда он будет обладать достаточным опытом, весомым авторитетом в коллективе, станет настоящим мастером своего дела.

Эффективность деятельности исправительного учреждения в конечном счете зависит от того, насколько соответствуют своему назначению, требованиям дня основные субъекты его деятельности, опытные и молодые сотрудники, занимающие ключевые должности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)