Стандарт начального образования

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровней и направленности.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

  • преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы подразделяются на:

  1. Общеобразовательные (основные и дополнительные).
  2. Профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К общеобразовательным относятся программы:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом. В Российской Федерации введены государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компонент.

В государственном образовательном стандарте определяется в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Базисный учебный план средней общеобразовательной школы носит рекомендательный характер для разработки региональных примерных и рабочих учебных планов, является составной частью государственного стандарта в области школьного образования. В нем содержание образования имеет деление на фундаментальное и технологическое.

Фундаментальное образование проявляется в большей степени в начальной и основной общеобразовательной школе

В старших классах усиливается объем технологической подготовки. ее особенность состоит в том, что она реализуется в своей допрофессиональной (общетрудовой) части.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (основная) часть, обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным значимым ценностям, и вариативная (дополнительная) часть, связанная с развитием индивидуальных способностей учащихся.

В результате этого в учебном плане любой школы выделяются три основных вида занятий:

  • обязательные занятия, составляющие базовую часть общего среднего образования;
  • обязательные занятия по выбору;
  • факультативные занятия.

На основе Базисного учебного плана создаются образцы учебных планов начального, основного и среднего общего образования.

Для начального общего образования введен государственный образовательный стандарт «Начальное образование».

Начальная школа призвана обеспечить начальный этап становления личности, выявление и целостное развитие способностей, формирование у школьников умения и желания учиться.

В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Для реализации этих задач в образовательной стандарте поставлены цели воспитания личности ребенка на основе формирования учебной деятельности, что существенным образом влияет на содержание обучения, воспитания и развития младших школьников.

Смена приоритетов в целях начального образования меняет отношение между так называемыми основными и второстепенными (изобразительная деятельность, музыка, физическая культура и т. д.) предметами; создает основу для разработки новых учебных предметов, более широко и полноценно реализующих задачи развития личности, открывает широкие возможности для введения обязательных занятий по выбору и факультативных занятий, занимающих значительную долю учебного времени уже в начальных классах общеобразовательной школы.

Стандарт начального образования призван обеспечить учащимся равные возможности для получения образования, стимулировать достижение каждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуализировать обучение.

Интересно
Являясь государственной нормой образованности, стандарт отражает общественные цели воспитания и учитывает индивидуальные возможности младших школьников.

Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы параметры, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение этических норм и др., в формировании которых каждый предмет играет определенную роль.

Ориентация содержания образования на общечеловеческие ценности обеспечивает реализацию задач гуманизации и гуманитаризации начального образования

В связи с этим в стандарты введены требования, показывающие уровень воспитанности выпускника начальной школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений и навыков и сформированности ценностных отношений, обеспечивающих:

  • адаптацию к окружающей природной и социальной среде, формирование нового социального статуса — ученика, школьника;
  • овладение разными видами деятельности (игровой, учебной, трудовой; общение);
  • формирование личностного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм;
  • определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к дальнейшему обучению.

Таким образом, достигается формирование не только предметных знаний и умений, но и качеств, соответствующих инвариантным базисным компонентам деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической.

Для изучения в начальной школе выделяют следующие общеобразовательные области: язык, математика, природа, человек, общество.

Построение стандартов по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает возможности для создания разнообразных учебных планов с альтернативным набором предметов, а также обеспечивает внутрипредметные и межпредметные связи.

Образовательный стандарт начальной школы разработан на двух уровнях:

  1. Базовый (инвариантный) уровень предъявления школой учебного материала;
  2. Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся.

Базовый (инвариантный) уровень предъявления учебного материала раскрывает основное полное содержание образования, которое обязано обеспечить любое учебное заведение для каждого ученика, определить минимально достаточных требований к подготовке выпускника начальной школы, открывает возможности для дифференциации обучения и устранения противоречий между темпом предъявления учебного материала и возможностями его усвоения каждым школьником.

Первый уровень, естественно, шире и глубже по сравнению со вторым, который, однако, подтверждает готовность школьника к дальнейшему обучению.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)