Специфика субъекта воспитательной системы ИУ

Субъектом воспитательной системы ИУ выступают в первую очередь сотрудники всех отделов и служб ИУ, в том числе вольнонаемные.

Спе­цифика субъекта воздействия определяется особым правовым положением администрации и воспитателей, их властными полномочиями в отношении организации жизни и деятельности осужденных в период отбывания ими уголовного наказания. Реальные взаимоотношения строятся при этом таким образом, что одни лица реализуют кару, другие – испытывают ее влияние на се­бе.

На этом фоне строятся взаимоотношения между сотруд­никами и осужденными, организуется система воспитатель­ных воздействий. Естественно, что такая система воспринимается осужденными через призму наказания, принуждения.

В этих условиях проявить себя воспитателем, педагогом в от­ношении объекта воздействия намного сложнее, чем в дру­гих, прежде всего открытых воспитательных системах. Но это не означает, что к сотруднику ИУ не должны предъявляться необходимые личностные и профессиональные требования, как и к любому воспитателю, педагогу.

Напротив, такими качествами личности, как высо­кая нравственность, организаторские и специфические педа­гогические способности (дидактические, перцептивные, ораторские, коммуникативные), профессиональная память, внима­тельность, зоркость, душевная чуткость, справедливость, работоспособность должен обладать воспитатель в полной мере.

В то же время чувство долга, повышенную ответственность, умение мгновенно ориентироваться в слож­ных жизненных ситуациях и конфликтах, возникающих между осужденными и их различными группами, смелость, находчивость и ряд других качеств можно с полным основа­нием отнести к специфическим качествам воспитателей осужденных.

Субъекты процесса исправления также неодинаковы

Сотрудники ИУ делятся на две группы – аттестованные и вольнонаемные. При этом сотрудники различных отделов и служб по-разному участвуют в организации воспитательного процесса.

Интересно
Для одних групп (начальники отрядов, пре­подаватели школ и профессионально-технических училищ) воспитательные задачи входят в выполнение их непосредст­венных (функциональных) обязанностей, для других (сотрудники режимно-оперативных, производственных, медицин­ских служб) – участие в воспитательном процессе является опосредованным. Однако данные сотрудники должны рассматриваться как воспитатели осужденных, и к ним применимы требования, названные выше.

В практике ИУ долгое время культивировался принцип «каждый сотрудник – воспитатель и контролер», он и в настоящее время остается актуальным. Сама по себе такая идея является приемлемой. Действитель­но, в учреждении должны вырабатываться единые режимно-педаго­гические требования, предъявляемые к осужденным, и все сотрудники должны проводить их в жизнь в максимальной мере. В тех коллективах воспитателей, где удалось данный принцип во­плотить, учреждения добиваются стабильных и даже высоких резуль­татов.

Однако значительная часть сотрудников отличается педагогическим пессимизмом, неверием в резуль­таты исправления, гипертрофированным восприятием воз­можности уголовного наказания. Отсюда преимущественное применение методов устрашения, наказания. Все это приводит к необосно­ванному ужесточению режима, злоупотреблению крайними мерами дисциплинарных воздействий, что нередко вызывает со стороны осужденных «ответную реакцию». Естественно, при таких обстоятельствах говорить о воспитательном процессе как о взаимо­действии просто бессмысленно.

Особая роль в организации воспитательного процесса в ИУ принадлежит начальникам отрядов, которые являются ближайшими для осужденных представи­телями администрации. Круг их функциональных обязанно­стей широк и разнообразен.

Прежде всего они призваны обеспечить комплексное использование предусмотренных зако­ном средств исправления. Вследствие этого им приходится решать организационные, производствен­ные, хозяйственные, административные и другие задачи, ко­торые возникают перед ним непрерывно в сложных сочета­ниях и зависимости. Это нередко приводит к тому, что за многообразием решаемых задач воспитатели теряют из виду главную цель – исправление осужденных, формирование у них готовности вести себя правопослушно в условиях свободы.

Интересно
Указанное обстоятельство не означает, однако, что начальники отряда должны заниматься только организацией воспита­тельных мероприятий. сложность процесса исправления и состоит в том, что его субъекты в лице началь­ников отрядов отвечают за организацию всей жизни и дея­тельности своих подчиненных, включая их труд, учебу, быт, общение в группах и коллективах, связь с внешним миром.

Поэтому, принимая решения, касающиеся осужденных, их групп и коллективов, начальники отряда должны всегда уде­лять основное внимание решению педагогической задачи, а эффективность тех или иных средств, форм и методов воздействия рассматривать с позиций их педагогической целе­сообразности, не забывая при этом об их законности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)