Стабилизация обстановки в ИТК республики

В этих сложных условиях службу организации исправительного процесса Управления по исправительным делам МВД Республики Беларусь в 1993–1996 гг. возглавил кандидат психологических наук А.Н. Пастушеня, который принял ряд организационно-практических мер, инициировал законодательные изменения, направленные на создание благоприятных условий для развития исправительного процесса, приведения воспитательной работы с осужденными в должное состояние.

Одной из первоочередных мер, предпринятых А.Н. Пастушеней, стало создание организационной структуры воспитательной работы, позволявшей четко управлять деятельностью воспитательной службы.

Для этого впервые в ИУ и лечебно-трудовых профилакториях (ЛТП) были введены должности начальников отделений воспитательной работы в отрядном звене. На каждого начальника отделения приходилось в подчинении 8–10 начальников отрядов. В числе первых на эту должность были назначены А.А. Каширин, В.Н. Мельников, А.Д. Синица, Н.Н. Веремейчик, О.В. Здункевич, Г.И. Гасюкевич (ИТК-1); С.Л. Лео­нов­ский (ИТК-2); И.И. Исаев, М.В. Войтов (ИТК-19); В.П. Кузнецов, Э.Я. Кострицкий, А.К. Гриц (ИТК-15) и др. Численность осужденных в отрядах постепенно была снижена до 100 человек.

Для стимулирования правомерного поведения осужденных было инициировано внесение поправок в Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК), предусматривающих возможность замены лишения свободы условным и условно-досрочным освобождением всем категориям осужденных.

Под руководством А.Н. Пастушени в соавторстве с В.Б. Шабановым был разработан комплекс нормативно-методических документов по организации воспитательной работы с осужденными:

  1. Инструкция по организации воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.
  2. Положение о самодеятельных организациях осужденных.
  3. Должностные инструкции начальника отряда, начальника отделения воспитательной работы в отрядном звене, заместителя начальника ИТУ по воспитательной работе с осужденными.
  4. Форма отчетности по воспитательной работе с осужденными.

Данные нормативные правовые документы были утверждены приказом МВД Республики Беларусь от 25 июня 1994 г. № 125. Знаменитый 125 приказ сохранил в себе наиболее передовые формы работы с осужденными, оставив отряд центром воспитательной работы, и явился мощным фундаментом, не позволившим разрушить систему воспитательной работы с осужденными, базисом для последующего подъема и развития этого важного направления работы.

Главным документом, определяющим систему организации и содержания воспитательной работы с осужденными, стала инструкция

В ней были определены цели, планирование, субъекты воспитательной работы, формы воспитательных мероприятий, критерии оценки результативности воспитательной работы с осужденными и т. д. Со временем данная инструкция с небольшими изменениями и дополнениями трансформировалась в постановление МВД Республики Беларусь от 14 сентября 2005 г. № 285, а затем – в методические рекомендации, которые действуют в настоящее время.

А.Н. Пастушеней развернута работа по повышению профессионализма руководителей воспитательных аппаратов и начальников отрядов.

В 1994 г. был проведен трехнедельный учебный сбор заместителей начальников ИТК и ЛТП, в ходе которого была осуществлена теоретическая и методическая проработка системы организации и содержания воспитательной работы с осужденными и лицами, содержащимися в ЛТП. Регулярно проводились учебно-методические сборы в управлении по исправительным делам и областных отделах системы исполнения наказаний. На основе показателей работы и педагогического опыта и мастерства определялись и поощрялись лучшие начальники отрядов.

Получила развитие созданная в 1992 г. в УИС психологическая служба. Ежегодно осуществлялась подготовка группы психологов со специализацией «практический психолог ИТУ».

Существенное совершенствование коснулось деятельности воспи­тательно-трудовых колоний (ВТК). Были внесены изменения в законодательство, устанавливающие приоритет отбытия всего срока наказания в воспитательной колонии, а также ликвидировавшие разделение ВТК на колонии для лиц, совершивших тяжкие и менее тяжкие преступления, которое существенно продуцировало криминогенное взаимозаражение осужденных.

Реализация принципа гетерогенности состава воспитанников положительно повлияла на морально-психологическую обстановку, что проявилось в существенном снижении преступных насильственных действий, в том числе убийств и групповых неповиновений. Отлаживалась организация учебно-воспитательного процесса, проведение различных форм воспитательных массовых и культурно-массовых мероприятий с участием родителей воспитанников.

Интересно
В условиях отсутствия политико-воспитательной идеологии исправления осужденных была также предпринята попытка организации православного просвещения в местах лишения свободы. В 1993 г. МВД БССР утверждается инструкция о порядке реализации прав на свободу совести и вероисповедания лиц, лишенных свободы, и о взаимодействии ИТУ и СИЗО со священнослужителями.

Православное просвещение в местах лишения свободы стало охватывать самые различные этапы работы с осужденными: от сообщения самых первичных, самых общих сведений о Православии до вхождения в православную общину с исполнением всех религиозных обрядов и таинств.

Священнослужители стали проводить индивидуальную и массовую работу с осужденными, совершать таинства крещения, исповеди, причастия при проведении литургии, проповеди. Их выступления начали печатать в многотиражной газете «Трудовой путь», транслировать по внутренним радио- и телесетям. Силами православных христиан начали давать концерты духовной музыки.

Данные направления деятельности в последующем продолжил руководитель службы исправительного процесса главного управления исполнения наказаний, а затем комитета по исполнению наказаний (КИН) кандидат юридических наук В.Б. Шабанов.

С его непосредственным участием был подготовлен целый комплекс нормативных правовых актов, регламентирующих не только деятельность воспитательных служб, но и в целом ИТУ. Так, были подготовлены проект первого Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, который принят Палатой представителей Республики Беларусь 14 декабря 1999 г.; правила внутреннего распорядка ИУ (утверждены постановлением МВД Республики Беларусь от 20 октября 2000 г. № 174); инструкция, определяющая порядок представления осужденных к досрочному освобождению, и др.

Во второй половине 90-х гг. ХХ в. усилия были направлены на совершенствование воспитательной работы с осужденными, повышение роли психологической службы ИУ. В каждом ИУ, следственном изоляторе (СИЗО) и ЛТП вводятся должности психологов.

Улучшению состояния воспитательной работы с осужденными в 90-х гг. ХХ в. способствовали руководители учреждений: ИТК-1 Минска – начальник А.И. Борисов, затем И.И. Бахур, заместитель начальника по воспитательной работе (ВР) И.М. Черник, ИТК-2 – начальники В.Ф. Маргун, В.В. Кошеленко, заместитель по ВР С.Б. Трапезон, ИТК-4 – начальник С.А. Кадушкин, заместитель по ВР В.И. Федченко, ИТК-5 – начальник Н.Н. Волкович, ИТК-8 – начальник Н.А. Чайкин, ИТК-11 – начальник А.В. Ничипорук, его заместитель А.М. Харитончик, ИТК-12 – начальник Г.Ф. Литасов, его заместитель В.М. Стегин, ИТК-19 – начальник В.В. Мясников, его заместитель В.Б. Шабанов, затем С.Н. Перковский, ИТК-20 – начальник А.П. Баковец, ВТК-2 – начальник В.Д. Адамович, ВТК-3 – начальник А.С. Вареник и др.

В августе 1999 г. между КИН МВД Республики Беларусь и Белорусским Экзархатом заключается Соглашение о сотрудничестве

В начале 2002 г. по инициативе КИН МВД был подписан приказ министра внутренних дел Республики Беларусь «О порядке взаимодействия ИУ, СИЗО, ЛТП с религиозными организациями и служителями культов» № 232. Все эти правовые акты позволили во всех областях республики наладить контакты между областными управлениями по исполнению наказаний и местными епархиями.

После защиты докторской диссертации по юридической психологии А.Н. Пастушеня вновь возвращается на прежнее место работы и с 2002 по 2006 г. работает заместителем начальника Департамента исполнения наказаний (ДИН) МВД Республики Беларусь – начальником управления организации исправительного процесса.

А.Н. Пастушеня продолжил совершенствовать организационно-штатную структуру воспитательной службы. Так, в ИУ впервые вводится должность начальника отдела исправительного процесса – руководителя, непосредственно организующего воспитательную работу с осужденными в масштабе учреждения.

В крупных ИУ создаются отделы (отделения) психологического обеспечения со штатом в 3–4 сотрудника. В целях повышения эффективности нравственного воспитания осужденных и в развитии сотрудничества с Белорусским Экзархатом Русской православной церкви в каждом ИУ вводятся должности руководителя кружка духовно-нравственного воспитания осужденных, на которые назначаются православные священнослужители. Таким образом, в Беларуси в ИУ впервые формируется прообраз капелланской службы.

А.Н. Пастушеня принимает ряд практических мер, направленных на совершенствование воспитательной работы с осужденными, искоренение воровских норм и традиций, оптимизации применения института досрочного освобождения от наказания. Разрабатывает комплекс нормативных правовых документов, регламентирующих порядок аттестования осужденных; паспортизации осужденных, утерявших данный документ; представления к досрочному освобождению; предварительному решению вопросов бытового и трудового характера при подготовке осужденных к освобождению.

Инициирует принятие закона, в рамках которого меняются виды ИУ республики, что позволило в последующем избежать совместного отбывания наказания осужденными, ранее отбывавших лишение свободы, и впервые отбывающими наказание, и соответственно уменьшить их взаимное криминальное заражение. Существенно активизируется применение института досрочного освобождения. Если в 2001 г. около 30–40 % осужденных освобождалось досрочно, то уже в 2006 г. – около 60 %, а в 2009 г. – 75–80 %. Законодательно совершенствуется наказание в виде ограничения свободы, вводится новая форма – без направления в ИУ открытого типа.

В условиях, когда была поставлена задача охватить производительным трудом всех осужденных, улучшения их материально-бытовых условий, условий проживания, а также в результате принимаемых мер, обстановка в ИУ стабилизировалась, воспитательная работа с осужденными стала носить системный характер, заработали клубы учреждений, повысилось значение самодеятельных организаций осужденных.

Во второй половине 2000-х гг. исправительную политику А.Н. Пас­тушени продолжил его ученик кандидат психологических наук В.Г. Стуканов, который возглавлял службу исправительного процесса ДИН МВД Республики Беларусь с 2006 по 2009 г.

В.Г. Стуканов организовал во всех ИУ республики квалифицированный интенсивный информационный поток на сознание осужденных посредством специальных видео- и радиопередач, транслируемых по внутреннему теле- и радиовещанию. Активно стала использоваться ведомственная газета «Трудовой путь», в каждом номере которой размещались специальные материалы духовно-нравственного и правового характера. В каждом ИУ были также сформированы информационно-просветительские группы из числа осужденных, которые под руководством сотрудников ИУ готовили, а затем проводили специальные занятия с осужденными отряда (колонии).

Под руководством В.Г. Стуканова реализовывался проект «Исправление через творчество», суть которого заключалась в максимально широком вовлечении осужденных в общественно полезную активность в рамках художественной самодеятельности, литературного, стихотворного, музыкального творчества и т. д.

В большинстве ИУ были организованы музыкальные творческие коллективы из числа осужденных, проводились смотр-конкурсы на лучшие авторские музыкальные произведения, по результатам которых издавались музыкальные пластинки. В ИУ республики была организована театральная деятельность. Из числа осужденных (в том числе рецидивистов) были созданы театральные труппы, которые готовили спектакли, выступали перед осужденными, а также на театральных площадках Минска, Гомельского и Витебского областных драматических театров.

Совершенствование воспитательной работы с осужденными в начале ХХI в. стало возможным благодаря руководителям исправительных учреждений республики, которые не только способствовали реализации исправительной политики тюремного главка, но и вносили новаторские идеи, самостоятельно внедряли передовые формы работы с осужденными:

  • ИК-1 – Ю.А. Баринков, Е.А. Лось, А.Д. Синица;
  • ИК-2 – С.Л. Кравченко;
  • ИК-3 – В.В. Агнистиков;
  • ИК-4 Гомеля – С.П. Па­ходова, И.В. Жестяников, М.А. Зинкевич;
  • ИК-9 – А.М. Ковалев;
  • ИК-10 – А.Н. Сивоха;
  • ИК-11 – Э.Э. Жебровский, А.Г. Колесниченко;
  • ИК-12 – Г.Ф. Литасов, В.Ф. Скоморох, П.М. Медяник;
  • ИК-13 – И.А. Би­лозора, А.В. Горбуков;
  • ИК-15 – В.А. Науменко, С.В. Маханьков;
  • ИК-16 – В.А. Тру­бенков, А.В. Самусев;
  • ИК-17 – В.М. Ильюшенко, С.В. Ер­молицкий, А.В. Матвеев, А.Е. Голынец;
  • ИК-19 – В.А. Седов, И.В. Чернов;
  • ИК-20 – Ю.Б. Зборовский;
  • ИК-24 – В.М. Турчин, А.К. Нес­коромный, Т.В. Натекина;
  • тюрьме-4 – И.В. Осипов, В.В. Сте­панов;
  • тюрьме-8 – А.П. Бокшиц, Ю.А. Хоружий и др.

В результате принимаемых на протяжении 90-х гг. ХХ в. и 2000-х гг. ХХI в. законодательных и организационно-практических мер состояние исправительного процесса кардинально изменилось.

Воспитательная работа с осужденными стала носить системный плановый характер, наряду с традиционными получили развитие и новаторские формы работы

Влияние института «смотрящих» минимизировано, количество осужденных, официально выразивших стремление к правопослушному образу жизни, стало максимальным (98–99 %), участвующих в работе самодеятельных организаций достигло 95 %.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)