Содержание понятия воспитание

Процесс воспитания – спе­циаль­но организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию и развитию личностных свойств и качеств воспитанников.

Следует отметить особенности воспитательного процесса, которые в своей совокупности отражают его сущность:

  1. Конкретно-исторический характер (по мере развития общества (науки, культуры и т. д.) изменяются цели, содержание, методы воспитания).
  2. Целенаправленный, планомерно организуемый процесс (педагогу необходимо иметь перед собой ясную цель и программу, т. е. четко представлять себе, каким должен стать его воспитанник).
  3. Двусторонний процесс (воспитанник не только объект, но и субъект воспитания);
  4. Целостный процесс (в результате воспитательного воздействия формируются не отдельные качества, а личность в целом).
  5. Диалектически противоречивый процесс (противоречия – движущие силы воспитательного процесса (противоречия между новыми задачами воспитания и наличным уровнем воспитанности объекта; обобщенным социально-ценностным опытом и индивидуальным жизненным опытом воспитанника; коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; знаниями социокультурных норм и правил поведения и сформированностью соответствующих умений и навыков; нравственно-этическим идеалом личности и реальным поведением воспитанника и т. д.)).
  6. Скачкообразный процесс (свойства личности формируются постепенно, но их становление происходит в форме скачка (количественно – качественное изменение)).
  7. Длительный процесс (воспитание продолжается всю жизнь, в нем нет перерывов).
  8. Взаимосвязанный процесс индивидуализации и социализации личности.

Процесс воспитания включает в себя следующие структурные компоненты:

  • целевой (цель и задачи);
  • содержательный (содержание воспитания);
  • организационно-деятельностный (методы, средства, формы и направления воспитания);
  • оценочно-результативный (результат воспитания).

Внутреннюю логику воспитательного процесса можно представить в виде последовательно реализуемых функций:

  • аналитической (изучение социально-педагогической ситуации);
  • диагностической (выявление реального уровня воспитанности и развития личности; установление причинно-следственных связей, детерминирующих формирование личности);
  • прогностической (целеполагание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения);
  • программной (разработка программы и плана, выбор способов достижения цели);
  • организационной (мотивированное включение личности в деятельность и общение);
  • контрольно-оценочной (выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия).

К этапам воспитательного процесса относятся:

  1. Создание положительной установки личности на восприятие информации по формируемому качеству.
  2. Овладение воспитанниками предъявляемой информацией.
  3. Формирование в личности ценностного отношения к окружающему миру, соответствующих взглядов и убеждений.
  4. Организация опыта поведения.
  5. Контроль, анализ, коррекция.
  6. Оценка результатов.
  7. Создание условий для самовоспитания.

Закономерности воспитания – объективно существующие, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения между объектами воспитания, воспитательными явлениями и процессами, определяющие их состояние и развитие.

Принципы воспитания – основные положения, вытекающие из опыта воспитательной работы, отражающие закономерности процесса воспитания и выполняющие роль требований к деятельности воспитателя и воспитуемых.

Принципы дают возможность воспитателю наиболее правильно отобрать содержание материала, методы и формы воспитания, необходимые для достижения поставленной цели.

Принципы реализуются в системе в зависимости от задач и конкретного случая

Требования каждого принципа реализуются на практике через совокупность правил.

Правила воспитания – практические рекомендации по реализации того или иного принципа.

Необходимо отметить во взаимосвязи основные закономерности и принципы воспитания (в широком социальном смысле):

  1. Цель, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями; принципы: общественной направленности воспитания; субъективности.
  2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов; принципы: единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций, СМИ; учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей; сочетания прямых и параллельных действий.
  3. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью воспитанников; принципы: деятельностного подхода в воспитании; стимулирования активности личности, ее участие в социально полезной и субъективно значимой деятельности; сочетания педагогического руководства деятельностью воспитанников с развитием их инициативы и самостоятельности; вариативности деятельности воспитанников (соответствие содержания деятельности изменяющимся потребностям, интересам и возможностям личности).
  4. Эффективность воспитания обусловлена способностью воспитателей понять стремление человека к независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия; принципы: сотрудничества, партнерства и воспитательных воздействий, обеспечения «скрытого» характера воспитательных воздействий; активизации нравственно-волевых сил воспитанников с возбуждением интереса к делу.
  5. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей этому организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий; принципы: целостного подхода в воспитании; единства воспитания и самовоспитания; ориентации воспитательных действий и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности; эстетизации детской жизни.
  6. Позитивная реакция личности на воспитательные воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития; принципы: личностно-ориентированного подхода в воспитании; гуманистической направленности воспитания; опоры на положительное в личности воспитанника; принятия ребенка как данность.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)