Общественно полезная активность как условие и критерий исправления осужденных

Д.И. Фельдштейн отмечал, что, являясь творческим, активным, деятельным существом, человек не только отражает окружающий мир, но и преобразует его, преобразует самого себя, изменяясь как в процессе творческой деятельности, так и под постоянным воздействием перестраиваемого им самим окружающего мира. Все это невозможно без проявления общественно полезной активности индивида, которая выражается в инициативности, самостоятельности, волевом напряжении, целеустремленности.

Активность – необходимое условие развития личности и основополагающий принцип педагогической деятельности. Выражается активность личности в первую очередь в активной жизненной позиции.

Общественно полезная активность является интегральной характеристикой активности личности, которая выражается в инициативности, самостоятельности, волевом напряжении, целеустремленности и определяет состояние субъекта в процессе взаимодействия с другими людьми в деятельности, обусловленной личными и социально значимыми интересами и целями.

Такая активность является необходимым условием осуществления эффективного воспитательного воздействия на личность осужденного, который именно в таком состоянии становится субъектом исправления.

Проявление общественно полезной активности является показателем того, что осужденный воспрянул духом, адаптировался к условиям отбывания наказания; не остановился в развитии, стремится реализовать себя, актуализировал потребность в самоактуализации, самовыражении, общественном признании; сформировал новые социально одобряемые интересы, активную социально значимую жизненную позицию.

Стимулирование общественно полезной активности является составной частью воспитательного процесса и одним из главных средств установления правильных взаимоотношений между осужденными, одним из основных средств формирования нравственных качеств, коллективистских взаимоотношений, всесторонне развитой личности.

Показателем сформированности общественно полезной активности осужденных является изменение мотивации, когда осужденные делают дело не только ради удовлетворения личных амбиций и потребностей, но и переживают за результаты дела, испытывают чувство ответственности перед другими осужденными (сотрудниками, близкими родственниками).

Основными задачами организации общественно полезной активности осужденных являются:

  1. Формирование потребности участвовать в общественной жизни отряда, колонии.
  2. Формирование коллектива осужденных, должной воспитательной среды.
  3. Развенчание норм и традиций криминальной субкультуры, ориентация осужденных на правопослушное поведение, отрыв их от криминальной среды.
  4. Развитие творческой инициативы осужденных, творческих способностей, умений и навыков.
  5. Повышение образовательного уровня осужденных, общей культуры, формирование эстетических вкусов, физическое развитие.

Выделяют следующие формы общественно полезной активности в зависимости от количества субъектов:

  • индивидуальную (выполнение сверхнормативного производственного задания);
  • групповую (коллективную) (подготовка осужденными отряда (сектора) Дня отряда (сектора), праздничного концерта, посвященного Дню матери, и т. д.).

К формам общественно полезной активности осужденных относятся: участие в работе самодеятельных организаций осужденных, участие в работе информационно-просветительских группах осужденных, поручения, образовательные курсы, юридические консультации, художественная самодеятельность, театральные кружки, творческие конкурсы, шефская работа положительно направленных осужденных над злостными нарушителями режима и т. д.

Практический опыт позволяет выделить следующие виды общественно полезной активности в зависимости от деятельности:

  1. Трудовую (например, выработка рационализаторских предложений на производстве).
  2. Познавательно-образовательную (организация краткосрочных образовательных курсов иностранного языка, где занятия с осужденными проводят сами осужденные, имеющие необходимый уровень образования и запас знаний, либо предпринимательства и экономики; участие в информационно-просветительских группах осужденных, которые проводят занятия (беседы, дискуссии) в рамках правового, нравственного, антиалкогольного просвещения с группами осужденных; организация юридической консультации.
  3. Художественно-творческую (создание осужденными театральных кружков и подготовка театральных постановок); участие в самодеятельных ансамблях песни, танца; поэтическое и прозаическое творчество; сатирический рисунок, лепка из глины, хлеба и т. д.
  4. Общественно-информационную (участие в работе информационно-просветительских группах осужденных; подготовке в рамках систематического квалифицированного информационного потока специальных информационных, воспитательных, просветительских видеофильмов, видео-, радиопередач (транслируемых по внутреннему телевидению и радиосети), специальных газет, общественная работа корреспондентом, теле-, радиоведущим, видеооператором, подготовка заметок и статей в газету ДИН МВД Республики Беларусь «Трудовой путь»; шефская работа положительно направленных осужденных над злостными нарушителями режима и т. д.).
  5. Спортивную (организация и непосредственное проведение осужденными шахматных кружков, спартакиад, турниров).

Высшим проявлением общественно полезной активности осужденного является самовоспитание, саморазвитие.

Участие в работе самодеятельных организаций осужденных аккумулирует все виды общественно полезной активности: трудовую (секция содействия организации и охране труда осужденных), познавательно-образовательную, художественно-творческую, спортивную (секция содействия организации быта и досуга осужденных), а также общественно-информационную (секция содействия внутреннему порядку и защите прав осужденных).

Традиционно большое внимание уделяется трудовой, образовательной и общественно-информационной активности осужденных

Вместе с тем особое место в организации общественно полезной активности осужденных необходимо уделять и художественно-творческой деятельности. Так, в трех исправительных колониях республики – ИК-4 Гомеля, ВК-1 Витебска и ВК-2 Бобруйска – начал реализовываться проект «Театр в тюрьме», в ходе которого осужденными было подготовлено несколько постановок: «Восемь любящих женщин», «Дом Бернарды Альбы», «Одна против всех, все против одной», «Моя жена лгунья, или как вернуть мужа», «Маленький принц» и т. д. (рис. 5).

Важное место в стимулировании общественно полезной активности осужденных, создании благоприятной воспитательной среды принадлежит творческим конкурсам. Так, в ИУ были проведены конкурс среди осужденных на лучшее сочинение-размышление, конкурс рисунков среди воспитанников колоний для несовершеннолетних, республиканский конкурс патриотического плаката, посвященного 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, конкурс авторской песни среди осужденных «Чтобы сердце стало добрее».

Современная зарубежная пенитенциарная практика также широко использует средства искусства в целях исправления осужденных. В педагогической деятельности стран Европы и США разные виды искусства применяются в лечебных и коррекционно-воспитательных целях (Ф. Гудинаф, А. Кларк, Г. Люке, Ж. Пиаже, А. Хилл и др.).

Прогрессивные педагогические идеи о роли изобразительного творчества в формировании здоровой, гармоничной личности – ведущая тема в трудах Г. Рида, Э. Крамер, Д. Девея и других зарубежных специалистов. В работах К. Тисдейла, М. Либманн отражено стремление внедрить методы педагогики искусства в деятельность ИУ. В публикациях последнего времени обсуждаются оптимальные формы построения арт-сессий и темы, возникающие в процессе работы с осужденными (Б. Карбан, Р. Иннес).

Среди методов исправления правонарушителей, применяемых в зарубежных пенитенциарных учреждениях, большое место занимает психологическая сторона воздействия искусства на человека. Особенно широкое распространение получила арт терапия индивидуального и группового характера.

Интересна для нашей практики деятельность «терапевтических общин», реабилитационных и ресоциализационных центров, система пробации, центры дополнительного профессионального образования, опыт реализации культурно-образовательных программ для осужденных.

Различные уровни социально-экономического и культурного развития стран требуют апробацию западных программ, форм и методов воспитательной практики в нашей стране.

Для того чтобы эффективно вовлечь осужденных в различные виды деятельности, необходимо соблюдать ряд принципов, предъявляемых к организации общественно полезной активности осужденных:

  • опираться на актив осужденных, а также осужденных, имеющих творческие способности, высокий образовательный уровень, жизненный опыт, спортивные достижения;
  • анализировать результаты проведения всех мероприятий (проявления общественно полезной активности) совместно с осужденными, заслушивая отчеты осужденных, дать адекватную (но обязательно позитивную, поддерживающую) оценку результатов деятельности каждого;
  • подкреплять общественно полезную активность моральными (выражение благодарности на собрании отряда, перед строем, благодарственное письмо домой и т. д.) и материальными стимулами (объявление дополнительной посылки, свидания и т. д.). Формой подкрепления общественно полезной активности может быть индивидуальное начисление баллов для поощрения осужденных;
  • учитывать интересы и мотивы различных групп, а также условий отбывания наказаний;
  • организовать стимулирование инициативы осужденных посредством постановки перед ними проблемных задач с условием, что пути их решения будут найдены ими самостоятельно (допускаются различные способы достижения цели).

Проблемные ситуации в наибольшей степени формируют творческую активность и ориентированы на проявление инициативы. Здесь многое зависит от способности начальника отряда правильно сформулировать социально значимую цель, создать такие условия, которые в наибольшей степени способствовали бы выбору осужденными адекватных способов ее достижения.

Начальник отряда может сформулировать конкретную задачу с требованием соблюдения четкого ее исполнения по алгоритму. При этом задача ставится жестко, с обязательным соблюдением условий и предписаний.

В данном случае проявление активности минимально, подобная педагогическая стратегия управления направлена на формирование готовности осужденных к подчинению, исполнительности; организовать перспективу, т. е. моделирование перспективных жизненных целей, личностно значимых для осужденных.

Интересно
Общественно полезная активность является одним из важных проявлений готовности осужденного к самоизменению, а также показателем происшедших позитивных изменений в личности осужденного, одним из критериев степени исправления.

Уровень развития общественно полезной активности отряда осужденных свидетельствует об уровне развития коллектива. В развитом коллективе высокая включенность в общественно полезную активность осужденных, большинство из них не просто участвуют в различных воспитательных, творческих мероприятиях, но и принимают участие в их подготовке, вносят предложения по их проведению, проявляют инициативу, неравнодушие, переживают за порученный участок работы.

Чем выше общественно полезная активность, чем больше осужденных заняты совместной общественно полезной деятельностью, тем выше уровень развития коллектива, тем более благоприятнее становится воспитательная среда, в которой осуществляется исправление осужденных. Это важная закономерность исправительного процесса.

Коллектив осужденных – сложный социальный организм, и осуществлять руководство его деятельностью только силами сотрудников ИУ практически невозможно и педагогически нецелесообразно.

В этот процесс необходимо вовлекать осужденных. В целях стимулирования общественно полезной активности осужденных, создания необходимых условий для ее реализации, а также возможности для самоуправления в ИУ создаются самодеятельные организации осужденных.

Проявление общественно полезной активности (в том числе участие в работе самодеятельных организаций) является важным признаком готовности осужденного к самоизменению, а также показателем происшедших позитивных изменений в личности осужденного и соответственно одним из главных критериев степени исправления.

Проявление осужденными общественно полезной активности, участие в работе самодеятельных организаций также должно учитываться при поощрении осужденных (что нашло отражение в ст. 110 и 127 УИК) и установлении степени исправления и рассмотрении вопросов ЗНБМ и УДО.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)