Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных

Почему делается акцент на организации воспитательной работы с малыми группами – первичными коллективами? Установлено, что эффективность группы и динамика протекания групповых процессов зависит от ее численности. Группа может быть либо слишком маленькой, либо слишком большой, чтобы работать с оптимальной эффективностью.

При обсуждении этого вопроса следует говорить о минимальной, максимальной и оптимальной численности. Минимальная численность группы – 2–3 человека, максимальная – 25–40 человек.

Сложность вызывает определение оптимальной численности. Здесь эмпирически определены три критических момента.

Первый момент составляет количество 7 ± 2 члена группы. Это связано с такими групповыми явлениями, как, во-первых, конформизм и конфликтность, во-вторых, принятие группового решения и, в-третьих, целостность или раздробленность на группировки.

Так, например, в экспериментах С. Аша обнаружено, что конформизм, т. е. подчинение отдельного члена группы мнению и решению всех остальных, наиболее вероятно (в 70 % случаев) проявляется в группе, состоящей именно из 7 человек. К.Л. Хайер обобщил научные исследования о численности группы и обнаружил, что конфликт скорее можно ожидать в группе, состоящей из 3–4 человек, чем в группе из 5 человек, так как уменьшение взаимодействия в группе снижает ее эффективность.

Феномен конформизма и конфликтности, в свою очередь, влияет на процесс принятия группового решения, и поэтому группа, состоящая из 7 человек, легче добивается согласованного решения, чем группа, состоящая из большего или меньшего числа людей. И, наконец, такие группы менее подвержены делению на группировки, т. е. реже дробятся и представляют собой единое целое.

Второй критический момент определяется количеством 14 ± 2 человека. Такой группе присущи свои особенности. В ней представлен гораздо больший спектр индивидуальных интересов, мнений, оценок, предложений, возможностей для функционирования распределения ролей. Группа из 14 человек добивается эффективности не за счет конформизма ее членов, а в результате группового обсуждения. Исследования показывают, что оптимальная численность группы зависит от характера стоящей задачи.

Третий критический момент определяется количеством 21 + 2

Во-первых, это предел функционирования группы как единого целого. При большем количестве человек группа обязательно распадается на подгруппы.

Во-вторых, при взаимодействии людей в такой группе возможно членение на две-три подгруппы, между которыми происходит сопоставление мнений и позиций по широкому кругу вопросов. Однако такое членение может быть довольно кратковременно и ситуативно, поскольку обычно 20 человек вполне способны выступить как единое целое.

В-третьих, в таких группах больше возможностей для взаимозамены. С. Паркинсон также утверждает, что состав кабинетов министров Европы в течение последних столетий (специфическая малая группа) в среднем равнялся 15–16 человек, но если число министров превышало 21, то эти кабинеты оказывались не эффективными и терпели политическое фиаско.

Первичный коллектив осужденных (20–40 человек) является наиболее оптимальным для проявления общественно полезной активности, создания воспитывающей среды, организации самоуправления, оказания на группу исправительного воздействия.

Воспитательная работа с первичными коллективами осужденных проводится в целях формирования нравственно-психологической атмосферы в социальной среде осужденных, развития полезной активности и организованности в совместной деятельности, а также укрепления дисциплины.

Как уже отмечалось, первичными коллективами осужденных являются производственные бригады (звенья), учебные группы и классы, отделения, другие постоянные объединения осужденных, созданные для их совместной деятельности.

Основными элементами воспитательной работы с первичными коллективами осужденных являются:

  1. Формирование положительных интересов, стремлений, ценностных ориентации и традиций в совместной трудовой, учебной и другой полезной деятельности, моральное стимулирование полезной активности осужденных через коллектив.
  2. Формирование из числа осужденных, ставших на путь исправления, социального ядра коллектива и укрепление его положительного влияния.
  3. Включение коллектива в оказание положительного влияния на лиц, уклоняющихся от труда, учебы, нарушающих установленный порядок отбывания наказания.
  4. Разрешение и предупреждение конфликтов, профилактика притеснений и других негативных явлений во взаимоотношениях осужденных, ослабление влияния осужденных отрицательной направленности.

Основными формами воспитательной работы с первичными коллективами осужденных являются собрание коллектива, беседа с коллективом, собеседование с осужденным в коллективе, тематическая дискуссия, коллективное и индивидуальное соревнование за лучшие результаты в труде, учебе и других видах полезной деятельности, подготовка и участие коллектива или его представителей в культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятиях.

Воспитательную работу с первичными коллективами осужденных отряда организует начальник отряда. В ее организации и проведении участвуют сотрудники, непосредственно работающие с первичными коллективами осужденных.

Мастера, старшие мастера производственных цехов и участков совместно с начальниками отрядов ежемесячно проводят собрания бригад по подведению итогов работы и трудовой дисциплины за месяц, организуют индивидуальное и коллективное (между бригадами, звеньями) трудовое соревнование, участвуют в проведении коллективных бесед воспитательного характера.

Интересно
Учителя школ, преподаватели и мастера ПТУ ежемесячно проводят собрания в классах, учебных группах по обсуждению вопросов учебы, успеваемости, поведения осужденных, а также коллективные воспитательные беседы.

В тюрьмах и ПКТ воспитательная работа проводится с составами камер осужденных. Она включает основные элементы воспитательной работы с первичными коллективами.

Воспитательная работа с составами камер проводится в формах бесед с составом камеры, встреч с руководителями ИУ и его структурных подразделений для информирования и ответов на вопросы осужденных, прослушивания радиопередач, транслируемых по внутреннему радио, просмотра телепередач, индивидуального трудового соревнования.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)