Организация информационного потока на сознание осужденных

В целях повышения качества и интенсификации воспитательной работы с группами и коллективами осужденных в ИУ и СИЗО уголовно-исполнительной системы МВД Республики Беларусь организован информационный поток на сознание осужденных.

Информационный поток на сознание осужденных – специально организованный процесс предъявления информации, направленный на усвоение осужденными системы правовых и нравственных норм, регулирующих общественные отношения во всех сферах жизнедеятельности индивида, и формирование готовности к их соблюдению.

При организации информационного потока обеспечивается системность воспитательного процесса, который охватывает работу с лицами, содержащимися под стражей в СИЗО, их адаптацию к условиям отбывания наказания, поддержание и стимулирование правопослушного поведения в ИУ и последовательную подготовку к положительной социальной адаптации после освобождения.

Информационный поток в СИЗО организуется, исходя из следующих основных задач воспитательной работы со спецконтингентом:

  1. Обеспечение соблюдения лицами, содержащимися под стражей, установленного порядка, предупреждение межличностных конфликтов, действий, унижающих человеческое достоинство, развенчание и обесценивание норм и обычаев криминальной среды.
  2. Подготовка лиц, содержащихся под стражей, к отбыванию наказания в виде лишения свободы, формирование положительной позиции на период отбывания наказания, стремления к досрочному освобождению.

Основными задачами информационного потока на сознание осужденных в ИУ являются:

  • формирование у осужденных необходимого уровня правовых знаний: о противоправности и уголовной наказуемости конкретных видов деяний;
  • формах соучастия в преступлении;
  • обстоятельствах, отягчающих ответственность;
  • порядке реализации права человека на защиту от преступных посягательств;
  • видах уголовных наказаний, условиях и порядке их отбывания, других нормах уголовного и административного права;
  • правовых возможностях реализации своих прав в сфере трудовых, жилищных, имущественных и других отношений;
  • привитие уважительного отношения к социальным ценностям, охраняемым нормами уголовного закона (к человеку, общественной нравственности, государству, собственности и другим нормам и ценностям);
  • формирование в сознании у осужденных убежденности в том, что после освобождения можно удовлетворять свои жизненные потребности правомерными способами, желания жить, не нарушая закон;
  • формирование в сознании у осужденных реальных, конкретных и ясных представлений о том, как можно жить, не преступая уголовные нормы и запреты, включая социальные знания и навыки, необходимые для положительной адаптации в обществе. В этих целях информационный поток должен быть направлен на формирование в сознании осужденных социально одобряемых моделей (программ) поведения в обществе: в сфере материального обеспечения своей жизни и жизни близких правомерными способами; сфере взаимодействия с другими людьми на принципах законности, нравственности, соблюдения этических норм;
  • сфере организации своего досуга социально приемлемыми способами;
  • формирование в сознании у осужденных убежденности в неотвратимости наказания за совершение правонарушений, а также антикриминальной устойчивости, способности противостоять противозаконным предложениям, соблазнам, отрицательному влиянию лиц, ведущих преступный образ жизни;
  • своевременное разъяснение законодательства, ПВР ИУ, предъявляемых администрацией ИУ требований;
  • информирование о социально-экономической и политической ситуации в стране и за рубежом.

К основным формам информационного потока относятся:

  • проведение с осужденными планомерных коллективных занятий по правовому, нравственному, антиалкогольному (антинаркотическому) и другим областям гуманитарного просвещения;
  • демонстрация осужденным воспитательно-профилактических, учебных и информационно-просветительских видеофильмов, в том числе специально подготовленных ДИН МВД, просмотр научно-популярных передач, транслируемых телевидением;
  • активное использование наглядной агитации (информационные листки, молнии, «колючки», газеты отрядов и колонии и другая наглядная информация);
  • публикации в газете «Трудовой путь»;
  • информационные часы: выступления перед осужденными представителей правоохранительных, исполнительных и распорядительных органов (прокуратуры, суда, ОВД, органов социальной защиты, заня­тости и др.), религиозных и общественных объединений;
  • работа информационно-просветительских групп из числа осужденных.

В целях организации информационного потока сотрудники воспитательной службы закрепляются за отдельными направлениями гуманитарного просвещения осужденных в масштабе всего учреждения по следующей примерной схеме:

  1. Начальник отдела исправительного процесса либо его заместитель отвечает за организацию нравственного просвещения осужденных.
  2. Начальник отделения воспитательной работы в отрядном звене отвечает за организацию правового (либо антиалкогольного и антинаркотического) просвещения осужденных.
  3. Начальник отдела (отделения, группы) психологического обеспечения отвечает за организацию психологического просвещения осужденных в рамках изучения курса «Основы самопознания и самоуправления».
  4. Старший инструктор по воспитательной работе со спецконтингентом отвечает за организацию работы внутренних радио- и телесетей, подготовку специальных воспитательно-профилактических видеофильмов, информационных передач;
  5. Коллективного просмотра осужденными телепередач научно-популярного и духовно нравственного характера.
  6. Подготовку стенгазет колонии и отрядов, информационных листков, молний, «колючек», другой наглядной информации.

Сотрудник, ответственный за организацию отдельного направления гуманитарного просвещения в масштабе всего учреждения:

  • осуществляет подготовку учебно-методических материалов (лекций, тезисов бесед, теле-, радиопередач, плакатов и т. д.);
  • ежемесячно проводит в соответствии с планом коллективные воспитательные занятия с осужденными таким образом, чтобы в течение года охватить выступлениями по каждой теме все отряды учреждения;
  • все подготовленные материалы после проведения занятий с осужденными передает начальникам отрядов для дальнейшего использования в воспитательной работе;
  • организует выступления по отдельным направлениям гуманитарного просвещения перед осужденными представителей правоохранительных, исполнительных и распорядительных органов, трудовых коллективов, общественных и религиозных объединений;
  • ежемесячно готовит статьи воспитательно-профилактического характера для опубликования в рубрике «УОИП информирует» газеты ДИН МВД «Трудовой путь»: об осужденных, ставших на путь исправления, систематически оказывающих злостное неповиновение законным требованиям администрации, в отношении которых возбуждены уголовные дела по ст. 411 УК.

Интересен опыт ИК-11 Волковыска по организации информационно-методического обеспечения исправительного процесса1. В отделе исправительного процесса ИК-11 гуманитарное просвещение распределено с учетом специфики отделений и личностных качеств воспитателей.

Занятия с осужденными по всем направлениям гуманитарного просвещения проводятся еженедельно по графику

В учреждении оборудована внутренняя единая радио- и телесеть. Ее работа регламентирована распорядком дня. Осужденным транслируется три республиканских телеканала. По субботам и воскресеньям – дополнительно видеофильмы.

Определен перечень передач, обязательных для просмотра: новости, аналитика, комментарии, составляющие блок информационно-разъяснительных передач, передач научно-познавательного характера, в том числе религиозного направления, нравственно-правового и, конечно же, спортивного. С 2008 г. еженедельно готовятся и транслируются выпуски новостей о событиях в колонии (например, действует постоянная рубрика «Нарушители»), создаются специальные фильмы.

Интересно
Так, были подготовлены и показаны по внутренней телесети следующие фильмы: «С юбилеем ИК-11», «Письма в колонию», «Свобода? Свобода. Свобода!», «Дети государства, или достучаться до сердец», «Арестный дом» и т. д.

По радиосети еженедельно транслируются выпуски передач о жизнедеятельности колонии, тематические радиогазеты, посвященные важным событиям в стране, праздничным датам. Еженедельные поздравительные выпуски транслируются в столовой во время приема пищи. Много радиогазет посвящено профилактическим мероприятиям – о недопустимости использования мобильной связи осужденными, требованиях ПВР ИУ, правилах поведения между осужденными и т. д.

В положении о соревновании между отрядами введен критерий – выпуск радиогазеты, за который отряд получает 20 баллов.

Особое внимание в ИК-11 уделяется настенной агитации в отрядах, ее содержанию и оформлению. В четырех отрядах она оформляется на стекле, что придает помещениям эстетическую красоту и гармонию. Акцент в содержании сделан в направлении воспитательного воздействия, подготовки осужденных к УДО (критерии оценки аттестования, изготовление паспорта, вопросы трудового и бытового устройства после освобождения (ТБУ) и т. д.).

Ежемесячные отрядные стенгазеты проходят конкурсный отбор на собраниях совета колонии. За их содержание и оформление отвечает не только начальник отряда, но и начальник отделения организации воспитательной работы в отрядном звене. Руководство отдела исправительного процесса серьезно подходит к оформлению молнии непосредственно в отрядах. Неудивительно, что данные стенды никогда не пустуют и отражают наиболее значимые события в жизни отрядов и конкретных осужденных.

По просьбе православных верующих организован выпуск ежемесячной газеты колонии «Православный вестник». Газета размещается в клубе. Идет подготовка к выпуску протестантской газеты. По воскресеньям с 11.30 до 12.30 по внутреннему телеканалу транслируется религиозная передача «Час православия».

Как уже отмечалось, одним из основных принципов исправления осужденных является максимальное увеличение количества субъектов и средств воспитательного воздействия на личность. Эффективны такие формы воспитательной работы, которые позволяют осужденному сознательно включиться в процесс исправления, раскрыть свой внутренний творческий, интеллектуальный потенциал, оказать позитивное воспитательное воздействие на других осужденных.

Одной из таких коллективных форм воспитательной работы с осужденными является работа в учреждении информационно-просветительских групп, которые организуют деятельность в рамках постоянно действующего информационного потока на сознание осужденных.

Информационно-просветительская группа – группа наиболее подготовленных осужденных, специально сформированная администрацией ИУ для оказания содействия сотрудникам ИУ в подготовке и проведении воспитательных мероприятий, а также активного участия в проводимых мероприятиях.

Группы создаются приказом начальника ИУ из числа наиболее подготовленных осужденных с учетом их желания, уровня образования, эрудиции, жизненного опыта, степени зрелости жизненных взглядов, авторитета среди осужденных, способностей работать с людьми и ораторских способностей.

В ИК для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, целесообразно создание не менее трех групп, либо организация работы одной группы по трем основным направлениям (в зависимости от количества подготовленных осужденных):

  1. Работа с осужденными, прибывшими в ИУ (работа в карантине).
  2. Участие в проведении воспитательных мероприятий общего характера в рамках информационного потока (в том числе с использованием внутренних видео-, радиосетей).
  3. Работа в школе подготовки к освобождению (реадаптации) осужденных.

В ИК для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, целесообразно организовать работу группы (групп) в карантине учреждения, а также при подготовке общих воспитательных мероприятий.

Для осуществления руководства информационно-просветительской группой приказом начальника ИУ назначается один из руководителей исправительного процесса среднего звена

Воспитательные мероприятия с участием информационно-просвети­тельских групп проводятся в форме лекций, бесед с коллективом, тематических дискуссий (диспутов), собраний, собеседований с осужденным в коллективе, викторин, видео-, радиопередач по внутренней видео-, радио­ сети, обсуждения просмотренных тематических телепередач.

Работа информационно-просветительской группы осуществляется в присутствии сотрудника администрации ИУ, ответственного за проведение воспитательного мероприятия либо руководителя группы. Форма проведения воспитательного мероприятия определяется руководителем информационно-просветительской группы.

Участие информационно-просветительской группы в воспитательных мероприятиях с осужденными карантина планируется и проводится согласно графику проведения воспитательных мероприятий, как правило, один раз в неделю.

Члены информационно-просветительской группы принимают участие в проведении воспитательных мероприятий с осужденными карантина по следующим темам:

  • «Условия успешной адаптации к условиям отбывания наказания» (в ходе данного мероприятия члены информационно-пропагандистской группы разъясняют осужденным правила поведения и традиции, сложившиеся в колонии и отрядах, возможности трудоустройства и обучения, информируют о правомерных способах защиты прав и законных интересов осужденных, решения различных жизненных ситуаций);
  • «Выбери свою дорогу к свободе» (в ходе данного мероприятия члены информационно-пропагандистской группы убеждают осужденных в бессмысленности нарушений установленных правил отбывания наказаний, необходимости изменить свою жизнь, заняться самовоспитанием, приобрести профессиональные навыки или их усовершенствовать, повысить образовательный уровень, раскрывают перспективы досрочного освобождения, информируют о формах и способах проявления полезной инициативы).
  • Воспитательные мероприятия общего характера с осужденными отряда (отрядов) с участием информационно-просветительской группы планируются, как правило, не реже одного раза в месяц и проводятся в клубе учреждения.

Тематика воспитательных мероприятий планируется в рамках основных направлений гуманитарного просвещения (правового, нравственного, антиалкогольного и антинаркотического) с учетом образовательного и интеллектуального уровня подготовки членов информационно-просветительской группы.

Члены информационно-просветительской группы принимают участие в проведении занятий школы подготовки к освобождению (реадаптации) осужденных в форме дискуссионного клуба по следующим проблемам:

  1. «Первые шаги на свободе» (обсудить с осужденными правила адаптации к условиям жизни на свободе, возможность правомерного обеспечения жизненных потребностей, выработать рекомендации по решению вопросов трудоустройства, выстраиванию взаимоотношений с сотрудниками ОВД и т. д.).
  2. «Правила поведения в обществе и семье» (выработать с осужденными рекомендации по выстраиванию взаимоотношений с соседями, коллегами по работе, родственниками и членами семьи, обсудить способы и порядок правомерного разрешения конфликтов и сложных жизненных ситуаций и т. д.).

Участие информационно-просветительской группы в работе школы подготовки к освобождению (реадаптации) осужденных осуществляется в соответствии с планом работы школы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)