Методические основы изучения неформальных групп осужденных

Особое место в осуществлении воспитательной и профилактической работы в ИУ должно уделяться выявлению неформальных групп осужденных, их состава, лидерской структуры, степени влияния на оперативную обстановку в учреждении.

Первоначальную информацию о наличии либо отсутствии неформальных структур и лидеров в среде спецконтингента можно получить:

  • из бесед с осужденными, с которыми сложились доверительные отношения;
  • с помощью изучения документации (например, изучения приговора, характеристик, списков осужденных, состоящих на профилактических учетах и т. д.);
  • изучения и анализа экспертных оценок. Экспертами могут выступать представители персонала учреждения, непосредственно общающегося с осужденными: начальники отрядов, находящиеся в одном локальном участке (секторе), члены совета воспитателей, сотрудники оперативного и режимного отделов, начальники цехов, мастера производства учреждения, врачи медицинской части ИУ, учителя школы, преподаватели ПТУ, дежурный помощник начальника колонии (ДПНК), военизированный наряд контролеров (ВНК) и др.

Основным методом выявления неформальных структур является непосредственное либо опосредованное наблюдение за осужденными.

В отличие от официальных общественных формирований осужденных в неофициальных статус, роль и функция личности в группе часто отражаются в определенных знаках, вещественных атрибутах, способах размещения членов группы в пространстве и т. д.

Иными словами, в неофициальных структурах действуют определенные знаки различия, с помощью которых можно определить, кто есть кто.

К таким знакам относятся:

  1. Татуировки, в которых с помощью надписей, рисунков, условных знаков, аббревиатур отражаются опыт и положение в неформальной среде, степень авторитетности лица, его притязания и ожидания.
  2. Клички, по степени благозвучности (неблагозвучности), возвышенности (оскорбительности) которых можно судить о положении личности в групповой иерархии. Чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в неформальном сообществе.
  3. Система вещественных атрибутов, в числе которой – носимая одежда и обувь, личные вещи, принимаемая пища и т. д. Как правило, лицо, занимающее лидирующее положение в сообществе, имеет опрятный внешний вид, старается носить одежду гражданского образца, использует дорогие средства личной гигиены, употребляет дорогую вкусную пищу, курит престижные сигареты и т. д. Лидер первым получает пищу в общей столовой, первым моется в бане учреждения, первым приобретает товары в магазине учреждения, затем – его приближенные.
  4. Размещение лица в пространстве, занимаемом спецконтингентом.

Определенные точки пространства, занимаемого группой (спальное помещение, столовая, клуб, строй и т. д.), обладают определенной ценностью. Спальное место у окна, непроходное, теплое, с широкими проходами, хорошо проветриваемое и освещенное, оборудованное электророзетками, ценится выше и занимается, как правило, лидером микрогруппы, а примыкающие спальные места – его ближайшим окружением.

Зная социально-групповую ценность каждой точки пространства группы и положение личности в нем, можно определить ее статус и роль. Лидер, как правило, не займет койку около входной двери спального помещения и тем более около санузла в камере. На этом месте будет находиться кто-либо из «низов», даже если в помещении есть свободные койки в более удобных местах.

Нередко при попустительстве администрации ИУ лица, пользующиеся криминальным авторитетом, проживают отдельно от основной массы осужденных в небольших спальных помещениях с хорошим ремонтом, стараются заиметь индивидуальные телевизоры, аудио-, видео-, DVD-проигрыватели и т. д.

В клубе и столовой самые удобные места также занимают «верхи» неофициальной структуры, рядом с ними – их приближенные. Так, при проведении коллективных воспитательных мероприятий, лидер неформальной группы будет стараться занять место подальше от субъекта воспитательного воздействия («на галерке»), а при проведении развлекательных массовых мероприятий (например, концертов с участием известных эстрадных исполнителей) – поближе к сцене.

Во время контрольных проверок лидер будет стремиться занять место в глубине строя, а в движении – стремиться из строя как бы «выпасть»

Лидера неформальной группы часто отличает его негативное отношение к установленному порядку отбывания наказания, труду, воспитательным мероприятиям (отказы от производительного труда, работ по благоустройству, посещения воспитательных мероприятий, грубые нарушения распорядка дня учреждения).

Это отношение бывает не только негативным, но нередко имеет выраженный демонстративный характер – принимает форму бравады, неприкрытого цинизма (хулиганские выходки на коллективных воспитательных мероприятиях, попытки их срыва, запугивание и избиение членов актива, а нередко – призывы к массовым неповиновениям администрации, голодовкам, отказам от производительного труда и т. д.).

Интересно
В то же время лидер может внешне не выражать своего негативного отношения к режимным требованиям, не допускать мелких нарушений, соблюдать распорядок дня учреждения, правила поведения, установленные для осужденных (курить в отведенных для этого местах, не нарушать границ локальных участков, быть вежливым с представителями администрации), прибегая к скрытым формам противодействия администрации и активу осужденных через других лиц.

Такие лидеры выступают на передний план лишь в тех случаях, когда ситуацию они расценивают как благоприятную и безопасную для себя и своего статуса. Однако внешняя покорность преследует конспиративные цели.

Состав неформальной группы определяется с помощью наблюдения за фактическими контактами осужденных, их поведением в значимых ситуациях (например, конфликтных), фиксации частоты, продолжительности и плотности контактов осужденных в группе с последующим построением структуры сетки неформального взаимодействия, определением осужденных, испытывающих друг к другу симпатии (осуществляют совместную деятельность на производственной и жилой зонах; проживают в отдельных кубриках, на соседних спальных местах; сидят за одной партой в школе, ПТУ, одним столом в столовой; стоят рядом в строю; сидят рядом в клубе; выходят на перекур; проводят свободное время; совместно принимают пищу; занимаются спортом; провожают при водворении в ШИЗО, ПКТ; встречают по окончании свиданий с родственниками, после освобождения из ШИЗО, ПКТ; оказывают поддержку и помощь в решении вопросов личного характера и т. д.).

Хорошим источником получения значимой информации о неформальной группе, ее лидерах выступает анализ писем, жалоб и заявлений в различные инстанции. Лидеры весьма сдержанны в переписке. Они могут маскировать истинную направленность тех или иных просьб и содержание межличностных ситуаций, являющихся предметом переписки, в том числе отраженных в официальной корреспонденции – жалобах и заявлениях.

Тем не менее нередко в личной переписке осужденного-лидера воспитатель при внимательном анализе может найти недостающие элементы его биографии, установить предпочтения и планы на будущее, выявить характер взаимоотношений с родственниками. Последнее обстоятельство имеет существенное значение для проведения с ним индивидуальной работы и установления доверительных отношений.

Особый интерес представляет нелегальная корреспонденция лидеров неформальных групп, так как в ней нередко отражаются планы осужденных, организация их преступной деятельности, разбор конфликтных ситуаций, возникающих в среде осужденных, притязания членов неформальных групп на занятие ключевых должностей в ее структуре и т. д.

Следующим незаменимым источником информации является углубленная беседа с лидером неформальной группы

При подготовке беседы желательно продумать ее основную цель, логику постановки вопросов, форму и стиль разговора с учетом конкретной ситуации, психического состояния осужденного, положения в отряде, времени пребывания в ИУ и т. д.

При проведении беседы желательно учитывать следующие основные аспекты:

  • не начинать беседу с вопросов о случаях, связанных, например, с отказами от участия в труде, работе самодеятельных организаций, отказа от принятия обязательства о правопослушном поведении. На первых этапах следует постараться получить прежде всего общие сведения о личности;
  • беседовать неторопливо, спокойно и серьезно;
  • стараться избегать стандартных фраз и нравоучений. Подходить к оценке личности непредвзято, не пытаться сразу же переубедить осужденного изменить свое поведение или существующие оценки окружающих. При самых нелепых и демонстративных высказываниях у сотрудника не должны проявляться раздражение, неприязнь, необъективное отношение к опрашиваемому;
  • по возможности не входить с беседуемым в обсуждение его состояния и не дискуссировать в его присутствии с коллегами по работе. Рекомендуется не превращать разговор (или отказ от беседы) в угрозу наказания. В данном случае следует понять, как осужденный оценивает ситуацию и почему он так поступает;
  • в процессе беседы быть максимально наблюдательным, уметь читать по мимике, жестам, чтобы понять его внутреннее состояние. Важно фильтровать искренние и правдивые ответы от ложных высказываний.

Индивидуальные беседы должны проходить на оптимальной психологической дистанции, исключающей как чрезмерную психологическую близость, которой может воспользоваться осужденный, так и излишнюю жесткость.

Стратегии воспитательно-профилактического воздействия на неформальные группы осужденных отрицательной направленности. Политика в отношении осужденных отрицательной направленности должна быть открытой и понятной как для всех сотрудников, так и для осужденных.

Эта политика должна основываться на следующих принципах:

  1. Никаких поблажек данной категории осужденных.
  2. Никаких привилегий.
  3. Тотальный контроль за их поведением.
  4. Максимальное ограничение их влияния на осужденных отряда (учреждения).
  5. Жесткий спрос за любые проступки и правонарушения.

Осужденные должны четко понимать и быть убеждены, что администрация не намерена мириться с существованием в ИУ группировок осужденных отрицательной направленности. Эту уверенность должны демонстрировать все сотрудники ИУ, начиная от его начальника и заканчивая контролером.

Любые компромиссы администрации с лидерами безнадежно подрывают ее авторитет в глазах основной массы осужденных и способствуют формированию атмосферы недоверия к ней, созданию впечатления, что отнюдь не она является хозяином положения в данном ИУ.

Демонстрация нетерпимости должна сочетаться с демонстрацией повышенной требовательности к осужденным отрицательной направленности (но справедливой и объективной, без предвзятости), организацией усиленного контроля за их поведением, выполнением работ по благоустройству, уборке и коллективному самообслуживанию и т. д.

Лидеров в необходимых случаях необходимо изолировать, применять уголовно-правовые меры

Необходимо аргументированно довести до осужденных отряда несправедливость и несостоятельность тех норм и правил, которые реализуют в своем поведении лидеры, разъяснять не только противоправный характер их деятельности в ИУ и их правовые последствия, но и то, что их цели находятся в явном противоречии с интересами подавляющего большинства осужденных.

С другой стороны, параллельно с прямым воздействием на осужденных отрицательной направленности администрации необходимо разъяснять основной массе осужденных, что она принимает меры по улучшению положения осужденных, материально-бытовых условий, разнообразию досуга осужденных, разрешению обоснованных жалоб, устранению имеющихся недостатков.

Интересно
Учитывая, что неформальные лидеры свой престиж во многом строят на успешном выполнении функций справедливости и поддержки, все сотрудники ИУ, но особенно начальники отрядов, должны взять эти функции на себя. Осужденные должны быть уверены в том, что представители администрации захотят и смогут справедливо разрешить их проблемы, оказать им необходимую помощь.

Организуя работу по нейтрализации влияния неформальных групп осужденных, необходимо помнить о следующей прямой зависимости: чем слабее самодеятельные организации осужденных и официальные лидеры (председатель совета отряда, завхоз, бригадиры и др.), тем сильнее неофициальные группировки и их лидеры и, наоборот, при сильном активе осужденных роль и влияние осужденных отрицательной направленности сводятся к нулю.

Поэтому основной стратегией нейтрализации влияния неформальных группировок и их лидеров – формирование благоприятного климата в отряде (учреждении) через построение сильной самодеятельной организации, максимального вовлечения осужденных в общественно полезную активность. В актив нужно подбирать авторитетных осужденных положительной направленности, которые по своим качествам могут стать лидерами.

Следующим направлением работы является разрушение ореола таинственности и постепенное развенчание авторитета осужденных отрицательной направленности.

В этих целях необходимо организовать информирование осужденных отряда об отдельных непривлекательных, аморальных действиях, сторонах образа жизни данных лиц до осуждения (например, неуважительное отношение к матери, ведение бездомного образа жизни, общение с бомжами и т. д.), составе преступления, поведении на предварительном расследовании, личных качествах, поведении в учреждении, истинном значении формирования «общака» и т. д.

Одним из приемов, приводящих к подрыву авторитета лидера, является демонстрация осужденным его фактически неспособностью выполнять взятые на себя обязательства, например, по обеспечению безопасности деятельности созданной группировки, установлению нелегальных каналов запрещенных предметов, ограничению вмешательства администарции ИУ во внутренние вопросы жизни осужденных и т. д. Эта задача на практике решается путем комплексного использования всех сил и средств отделов и служб учреждения, организации перманентного контроля за деятельностью лидера.

Разоблачение лидера эффективно при развенчании конкретных его поступков. С этой целью до сведения основной массы осужденных доводятся факты необоснованного притеснения отдельных осужденных, поборов, вымогательства, паразитического существования и т. д.

Необходимо помнить, что данные сведения должны быть однозначно достоверными и тщательно перепроверенными.

При использовании данной стратегии следует обязательно учитывать следующие требования:

  • необходимо быть предельно осторожным при вторжении в личную жизнь осужденного, строго соблюдать чувство меры и такта;
  • начальнику отряда, оперативному работнику нужно проявлять сдержанность в оценках действий и взглядов лидера, чтобы не сформировать у группы негативное мнение о предвзятом отношении к лидеру, и устранить тем самым возможные психологические барьеры, затрудняющие реализацию этой воспитательной ситуации. Необходимо принять меры, чтобы лидер не выглядел в глазах других осужденных мучеником, жертвой своей борьбы за справедливость;
  • стиль поведения воспитателя, как и всех сотрудников, по отношению к данной категории осужденных должен быть бескомпромиссным и последовательным.

Одним из способов нейтрализации осужденных отрицательной направленности является наряду с развенчанием лидера формирования авторитета одному из членов группировки, создание нездоровой конкуренции. Возможно внедрение в группировку нового лидера из других конкурирующих неформальных групп.

В практике ИУ применяются и другие меры по нейтрализации деятельности группировок осужденных отрицательной направленности:

  1. Разобщение их членов путем перевода в другие отряды или ИУ (минус данной меры заключается в ее временном эффекте, так в другом месте данные осужденные вновь создают неформальные группы).
  2. Временная изоляция лидеров в ШИЗО или ПКТ. Данная мера далеко не всегда дает нужный результат, так как возглавляемая им группировка продолжает существовать, принимает меры по оказанию поддержки изолированному лидеру, поиску каналов доставки в место изоляции запрещенных предметов (сигарет, наркотиков). Авторитет изолированного лидера также возрастает в глазах не только членов его группировки, но и других осужденных («страдает за братву»).

При проведении мероприятий по нейтрализации группировок отрицательной направленности и их лидеров необходимо использовать весь арсенал форм воспитательной работы: проведение общих собраний отряда, заслушивание данных осужденных на заседании совета воспитателей, секции внутреннего порядка и защиты прав осужденных, доводить нужную информацию через отдельных осужденных, использовать настенную печать, радио и внутреннее телевидение, колонийскую газету.

Воспитательный эффект дают тематические выпуски радиогазет, телепередач, привлечение близких родственников к данной работе (разъяснение им негативных последствий, которые могут возникнуть у сына, мужа в связи с его поведением), иллюстрирование примеров из педагогической практики.

Интересен опыт ИК-1 Минска (ликвидирована в 2010 г.) по нейтрализации осужденных отрицательной направленности. Так, в период 2003–2004 гг. в ИК-1 прибыли четыре так называемых «смотрящих» и десятки осужденных отрицательной направленности, переведенных из других ИК и отказывавшихся от выполнения работ по уборке, благоустройству и самообслуживанию ИУ (согласно требований ст. 101 УИК).

Но именно в ИК-1 все они в период пребывания в карантине выполнили работы по уборке и приняли обязательства о правопослушном поведении. С первого дня за ними устанавливался особый жесткий контроль со стороны администрации, малейшее правонарушение с их стороны не оставалось без соответствующей реакции.

Во взаимодействии сотрудников всех служб и отделов ИК-1 были реализованы следующие стратегии воздействия на данную категорию осужденных:

  • расширение представлений осужденных об отрицательных качествах человека, ведущего противоправный образ жизни, ущербности авторитета в криминальной среде (вымогательство у других осужденных, жизнь за счет других и т. д.);
  • расширение представлений об альтернативных ценностях, которые останутся нереализованными в результате ведения противоправного образа жизни в колонии (развитие смысловой цепи: чего ты будешь не иметь, если будешь нарушать установленный порядок отбывания наказания);
  • разрушение психологических барьеров отказа от поддержания воровских традиций (проблемы в будущем с осужденными за отказ от поддержания уголовных традиций) и их девальвация, сожаления о потерянных годах жизни (возможная уголовная ответственность по ст. 411 УК);
  • ослабление ожидания успеха в реализации отрицательных стремлений (например, были и не такие, как ты).

В данном направлении работы также практиковались организации встреч с осужденными, ранее придерживавшихся уголовных традиций, но впоследствии отказавшихся от таковых, привлечение к воздействию на осужденных их родственников и осужденных, положительно характеризующихся и пользующихся у них уважением.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)