Специально организованное обучение и психологическое обеспечение интеграции детей с нарушениями психического развития

Выше мы писали об истории создания специальных учебных заведений и теперь только напомним и уточним:

В впервые специально обучать глухих начали в Испании в 1578 году, в Англии в 1648 году. Индивидуальное обучение слепых во Франции началось в 1670 году.

Попытки специального обучения олигофренов начались в XIX веке, сочетаясь с исследованиями самого явления олигофрении (Ж.-Э.Д. Эскироль, Ж.-М.-Г.Итар). Э. Сеген в США открывал частные школы для слабоумных детей, где велось и обучение, и воспитание, трудовое и физическое. В Европе эти идеи были подхвачены и развиты М. Монтессори.

К началу ХХ века в Европе появились и стали развиваться следующие направления коррекционной педагогики и психологии:

  • христианско-филантропическое (в приютах, богадельнях);
  • медико-педагогическое: лечение, воспитание и обучение;
  • педагогическое: обучение детей с нарушениями слуха, зрения, умственной деятельности;
  • психодиагностическое: выявление лиц с нарушениями интеллекта.

Первыми государствами Европы, где обучение умственно отсталых стало обязательным, были Норвегия Саксония (1870-1890).

Российской Империи система специального образования появилась в 1797 году с учреждением ведомства императрицы Марии Федоровны, уделявшего особое внимание детским приютам. В 1806 году стараниями в Павловске было открыто первое в России опытное училище для глухонемых детей, а в 1807 году школа для слепых.

1854 году в Риге было основано первое лечебно-педагогическое учреждение для умственно отсталых и эпилептиков. Там не только пытались обеспечить лечение, но и вели занятия по системе Э. Сегена. В 1908 году В.П.Кащенко открыл в Москве Школу-санаторий для дефективных детей.

В начале XX века в Российской Империи действовало около 4,5 тысяч благотворительных организаций 6,5 тыс. учреждений для социальной поддержки детей, в том числе с отклонениями в развитии – сама система специального образования не была оформлена, но сеть специальных образовательных учреждений уже существовала.

К 1907 году существовало 61 заведение для глухих. В 1914 году было примерно 30 заведений для незрячих, включая учебные. К 1917 году в специальных учебных заведениях России воспитывалось около двух тысяч детей с умственными недостатками.

Сегодня: специальные образовательные учреждения делятся на:

  1. коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
  2. коррекционные образовательные учреждения;
  3. коррекционные учреждения начального профессионального образования.

В некоторых учреждениях общего образования существуют специальные классы и группы, подчиняющиеся тем же регламентам.

Кроме того, все специальные (коррекционные) учреждения в России подразумевают распределение по 8 видам:

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение вида создано для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития и формирования словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение вида предназначено для обучения и воспитания слабо-слышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухо-зрительной основе.

Обучение слабослышащих детей имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. При этом в ходе образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи.

Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухоречевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.

В коррекционное учреждение вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии сложных сочетаний нарушений зрительных функций, с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. В коррекционное учреждение IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией.

Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принимаются дети с косоглазием и амблиопией ослаблением зрения функционального и зачастую вторичного характера при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора, не поддающимся коррекции с помощью очков или контактных линз), имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4) для продолжения лечения зрения.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида предназначается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида определено для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида предназначено для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

Введение компенсирующего обучения обусловлено тем, что у довольно значительной части детей (по разным данным от 20 до 30%) уже при поступлении в школу выявляются некоторые парциальные отставания

В развитии психических познавательных процессов, что не позволяет им осваивать школьную программу, а, следовательно, ведет к стойкой школьной дезадаптации и последующему нарушению процесса социализации.

Существовавшие до этого классы выравнивания были ориентированы сравнительно на небольшой контингент учащихся, задержка психического развития которых имела, как правило, органическую природу.

Для остальных детей появилась необходимость открыть классы компенсации, где обучение носит коррекционно-развивающий характер и включает дополнительную психолого-педагогическую поддержку.

Несмотря на все трудности и проблемы недостаточности профессиональных кадров – педагогов и психологов, система коррекционно-развивающего обучения повсеместно подхвачена в общеобразовательных школах России и стала интенсивно развиваться.

К началу 2013 года в России около 700 000 детей обучалось в системе классов коррекционно-развивающего обучения. Однако следует отметить, что успешность подобного обучения не сводится к индивидуальной деятельности одного психолога или одного педагога – они должны работать в тесном контакте с учителями, родителями, администрацией школы, помогая им составлять индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие программы.

Проблема психологического обеспечения остро встает уже на этапе первичной диагностики, при самом отборе детей в классы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения.

Интересно
В положениях Министерства образования о классах компенсирующего обучения (1992) и в ряде более поздних документов функции диагностики закреплены за психолого-педагогическими консилиумами школ (ППК), поскольку именно школа отвечает за обучение и развитие детей и потому наиболее заинтересована в развернутой, валидной диагностике.

При такой диагностике важно различить проблемы болезни (психического здоровья) и проблемы психического развития. Если первое в компетенции врачей-психоневрологов, то второе – проблемы развития – в компетенции педагогов и психологов.

И здесь нужно не только выявить уровень психического развития, но и дать развернутую картину сформированности познавательных процессов, уровня учебной мотивации, школьной готовности, психосоматического состояния ребенка, с тем, чтобы определить программу и содержание коррекционно-развивающей работы.

Роль медицины в данном случае вспомогательная, второстепенная, необходимость медицинского обследования возникает лишь при наличии нервно-психических расстройств. Но все же помним: нельзя не считаться с тем, что психолого-педагогическая диагностика при отборе детей в классы коррекционно-развивающего обучения не дает возможности достаточно совершенно точно определить органическую либо социально-педагогическую природу отставаний в развитии ребенка.

Это вопрос сложный, поэтому положениями предусмотрено, чтобы первый год обучения выполнял еще и диагностические функции, позволяющие в дальнейшем определить форму обучения детей, которые в зависимости от результатов могут быть переведены в общеобразовательные классы, оставлены в системе компенсирующего обучения, переведены в классы задержки с более длительным сроком обучения и соответствующими методиками.

В данном случае необходимо и заключение специальной медицинской комиссии, сделанное на основе результатов психолого-педагогических консилиумов. И еще – чрезвычайно важно, чтобы отбор в коррекционно-развивающую систему начинался именно с первого класса, чтобы не был упущен данный сенситивный период развития психических познавательных процессов (6-7 лет).

На первый план должна быть, конечно, диагностика сферы познавательных процессов, школьной мотивации, предназначенная для психолога, учителя, в отдельных случаях для дефектолога и логопеда.

В среднем звене – подростковый возраст – это личностные качества. Здесь результат диагностики должен быть оформлен в виде рекомендаций, адресованных родителям и учителям, а также психологам, владеющим коррекционными психотехниками.

Чрезвычайно важное место в системе психологического обеспечения должна занимать проблема диагностики и коррекции нарушений межличностных отношений для всех возрастных периодов, особенно для подросткового возраста, когда на первый план выходят проблемы общения и самоутверждения.

Итак, классы компенсирующего обучения формируются в общеобразовательных учреждениях уже в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения.

Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения.

В компенсирующие классы принимаются дети, которые не имеют выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития, умственной отсталости, недостатков физического развития, в том числе выраженных речевых нарушений и др.).

Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в образовательных учреждениях, выражающаяся в низком уровне сформированное психологических (включая общую личностную незрелость) и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются, прежде всего, признаки социально-педагогической запущенности, а также слабо выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности (повышенная истощаемость, несформированность произвольных форм деятельности, негрубые нарушения внимания и целенаправленности и т. п.).

Работа компенсирующих классов направлена на компенсацию недостатков дошкольного образования, семейного воспитания детей, устранение нарушений их работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охрану и укрепление физического и нервно-психического здоровья указанной категории обучающихся.

Отбор детей в указанные классы осуществляется психолого-медико-педагогической комиссией города, либо района и пр. Зачисление осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии специально оформленного направления.

Коррекция понимается нами как система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития учащихся. Под коррекцией подразумевается и исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения, зрения), и целостное влияние на личность учащегося в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.

Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития учащегося обозначается понятием коррекционно-воспитательная работа.

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер психолого-педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку любой дефект отрицательно влияет не просто на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность учащегося во всех ее проявлениях.

Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных учащихся, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности в современном образовательном учреждении как интегрирующая, адаптационная, социализирующая конструкция, встроенная в общий психолого-педагогический процесс работы с детьми, имеющими нарушения в психическом развитии.

Задачам ее подчинены все формы и виды учебной и внеучебной работы в процессе формирования у учащихся образовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

На ранних этапах обучения и развития эта работа предусматривает обогащение представлений аномальных учащихся об окружающей действительности, формирование навыков самообслуживания, произвольных движений и других видов деятельности – перед нами целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умении, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.

Интересно
Задачи, содержание, принципы, организация учебного процесса разрабатываются для каждого конкретного типа учебного заведения с учетом глубины и характера дефекта. Учебно-интеграционный процесс предполагает неразделимое единство содержания, методов и организационных форм обучения.

Используются методы и приемы обучения, принятые в современном образовательном учреждении, методы и приемы из других областей педагогики и психологии, например, клинической психологии, логопедии; нарду с этим разрабатываются специфические методы и приемы.

Интеграционная направленность коррекционного обучения требует активного использования и репродуктивных, и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления, поэтому используются элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций), но применение их, естественно, ограничено.

Наши подопечные, как правило, приходят в современные образовательные учреждения плохо подготовленными к учебной деятельности – у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают, а это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т.д.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)