Задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей дошкольного возраста.

Задержка психического развития характеризуется неравно-мерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере – проявления задержки психического развития наблюдаются в эмоционально-волевой незрелости и в интеллектуальной недостаточности.

Выяснено, что возникновение задержек развития связано с действием неблагоприятных факторов социальной среды и с различными наследственными влияниями.

А вот основные группы причин, которые могут обусловить задержку психического развития ребенка:

  • органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы;
  • дефицит общения со сверстниками и взрослыми; только частично сформированная ведущая деятельность соответствующего возраста.

К причинам органического характера относятся, прежде всего, различные нейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга.

Поражения нервной системы чаще возникают у недоношенных детей или в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии при родах.

Как мы видим, причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития всегда крайне неоднородна – у одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционального развития и произвольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуальной сфере выражены не резко. У других преобладает недоразвитие различных сторон познавательной деятельности.

Г.Е.Сухарева (см. выше), исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

  • интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями социальной среды;
  • интеллектуальные нарушения при длительных психосоматических расстройствах;
  • нарушения при различных формах инфантилизма;
  • вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с сенсорными нарушениями.

М.С.Певзнер в группе детей с ЗПР описывает разные варианты психофизического инфантилизма, интеллектуального нарушения при церебрастенических состояниях.

Церебрастенический синдром — неспецифический неврологический синдром, характеризующийся нарушением памяти и внимания, снижением работоспособности, повышенной

Т.А. Власова и М.С. Певзнер выделили среди детей с ЗПР две наиболее многочисленные группы:

  • дети с нарушенным темпом физического и умственного развития (причины – медленный темп созревания коры головного мозга. Дети данной группы уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии);
  • дети с функциональными расстройствами психической деятельности (причины – минимальное органическое повреждение головного мозга. Для детей данной группы характерны слабость нервных процессов, нарушения внимания, быстрая утомляемость и сниженная работоспособность).

К.С.Лебединская предложила медицинскую классификацию детей с ЗПР, выделив четыре основных варианта:

Конституционального происхождения.

Причины: нарушения обмена веществ, специфика генотипа.

Симптомы: задержка физического развития, становления статодинамических психомоторных функций; интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения.

Соматогенного происхождения.

Причины: длительные соматические заболевания, инфекции, аллергии.

Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональная незрелость.

Психогенного происхождения.

Причины: неблагоприятные условия воспитания на ранних этапах онтогенеза, травмирующая микросреда.

Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства.

Церебрально-органического происхождения.

Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм ЦНС и интоксикации.

Симптомы: задержка психомоторного развития, интеллектуальные нарушения, органический инфантилизм.

Как становится ясно, вышепредставленные типы наиболее стойких форм ЗПР отличаются друг от друга чаще всего именно особенностью структуры схарактером соотношения двух основных компонентов этой аномалии развития: преобладанием интеллектуальных или эмоциональных нарушений: при замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации, а при эмоциональных расстройствах – подвижность психических процессов.

Из указанных типов наиболее распространены ЗПР церебрально-органического происхождения – этот тип обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анамнеза детей с подобным типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, скорее всего, остаточного характера – вследствие патологии беременности, недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нарушений первых трех лет жизни детей.

Теперь представим психологическую классификацию детей с задержкой психологического развития в зависимости от их основания:

  • эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);
  • низкий психический тонус (длительная астения);
  • нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.

Задержки темпа психического развития, согласно ряду классификаций отечественных ученых, напомним, определяются как:

  • дизонтогенные формы, проявляющиеся в задержанном или искаженном психическом развитии;
  • задержанное развитие, обусловленное органическим поражением головного мозга;
  • интеллектуальная недостаточность, зависящая от дефицита информации;
  • интеллектуальная недостаточность, связанная с нарушениями сенсорной системы.

Общие черты детей, несмотря на неоднородность проявлений, будут следующими:

  • при ЗПР нарушения наступают рано, поэтому становление психических функций происходит неравномерно;
  • для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность психических процессов;
  • чаще всего наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности;
  • в интеллектуальной деятельности наибольшие нарушения видны на уровне словесно-логического мышления [при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Эмоциональная незрелость и низкий психический статус – наиболее легкие и преодолимые формы задержки психического развития, а нарушения познавательной деятельности уже граничат с легкой степенью умственной отсталости.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)