Дефицитарное и поврежденное развитие

Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин появился в 1976 г.

Можно сказать, и так: дефицитарное развитие – один из вариантов дизонтогенеза, при котором развитие происходит в условиях выпадения одной или нескольких (при комбинирован-ном дефекте) функций.

Отметим несколько положений:

  • нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы различной степени выраженности – от полного отсутствия до незначительного снижения способностей к реализации соответствующей деятельности;
  • подобные органические дефекты, нарушая социальные контакты, может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности детей;
  • нарушение или полная потеря слуха или зрения приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляют процесс усвоения информации, обедняют опыт детей и негативно отражаются на формировании личности;
  • развитие личности обусловлено не только дефектом как таковым, но и тем, как ребенок осознает свой дефект и чувствует [особое] отношение к нему со стороны других людей;
  • в зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растут и воспитываются дети с нарушениями сенсорной или двигательной сферы, отклонения могут закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя психологические особенности детей, или корригироваться под влиянием целенаправленной психолого-педагогической работы.

Итак, в рамках практически всех известных на сегодня концепций дефицитарного развития [в соответствии с имеющейся в коррекционной педагогике и коррекционной психологии психолого-педагогической классификацией] выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

В отдельную категорию дефицитарного развития также включают группу детей со сложной структурой нарушения (для этого варианта отклоняющегося развития характерной является возникшая в раннем возрасте или пренатально недостаточность отдельных анализаторных систем или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена – нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.

То есть с самого раннего возраста у ребенка наблюдается разной степени выраженности дефицит информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор. Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем).

Конечно, рассматривать, например, только нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать значительную ошибку, поскольку нарушения речи нельзя отнести к дефицитарному развитию и по критерию коррекционной работы – во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью восстановить дефицитарный анализатор, ликвидировать его недостаточность, а при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет или компенсировать, или, к счастью, полностью восстановить речь.

Говоря о дефицитарном развитии, можно иметь в виду и случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе, и опорно-двигательного аппарата), хотя, если быть точными, эти случаи следует относить к категории поврежденного развития.

И теперь конкретнее:

дети с нарушениями слуха (неслышащие дети).

В последнее время людей с нарушениями слуха принято именовать «неслышашие» (а с нарушениями зрения – «невидящие»). В то же время, нюансы развития остались прежними (слабослышащие, слабовидящие). По существующей в нашей стране психолого-педагогической классификации Р.М.Боскис приняты критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом.

Этими критериями являются:

  • степень поражения слуховой функции;
  • уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
  • время возникновения нарушения слуха.

В соответствии с данными критериями определяются следующие категории детей:

Глухие (ранооглохшие) дети. К этой категории относятся дети, родившиеся с уже нарушенным слухом или потерявшие его до начала речевого развития или на его ранних этапах. В результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты они были лишены возможности естественного восприятия речи самостоятельного овладения ею.

Слабослышашие (тугоухие) – дети с частичной потерей слуха. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, которая будет, конечно, иметь ряд существенных недостатков, подлежащих коррекции в процессе обучения.

Позднооглохшие дети – те, кто к моменту наступления глухоты или серьезного нарушения слуха обладал уже в достаточной степени сформированной речью (в принципе, эту категорию детей можно отнести к категории локально поврежденного типа развития – когда повреждающий фактор вне зависимости от его этиологии и выраженности воздействует после того, как системообразующая группа функций – здесь речемыслительная деятельность – уже сформировалась).

Дети с нарушениями зрения (невидящие дети) – сюда относят слепых, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием. Вопросами работы с данными детьми занимается, в числе прочих наук, и тифлопсихология.

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют категории детей: слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.

В понятие слепой включаются две категории детей: дети с визусом (остротой зрения) «0» и светоощущением, и дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.

Среди слепых детей выделяют группы:

  • абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
  • частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
  • слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущения, периферическое и бинокулярное зрение).

Можно выделить несколько форм остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции. Главное отличие данной группы детей от слепых -зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо;

Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Это позволяет отнести их к категории локально поврежденного типа развития.

Этим детям более поздние нарушения зрения позволяют использовать уже ранее сформировавшиеся связи на основе зрения при осуществлении деятельности познания и образовать иные системы связи при компенсации дефекта.

Ослепшие дети обладают определенными особенностями развития психики, которые могут служить основой при их дифференциальной диагностике];

дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата тоже могут носить и врожденный, и приобретенный характер.

В зависимости от причины и времени поражения (что, в свою очередь, дифференцирует эту категорию детей и как дефицитарный, и как поврежденный варианты развития) отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:

  • заболевания нервной системы;
  • врожденная патология опорно-двигательного ап-парата;
  • приобретенные заболевания, деформации и повреждения опорно-двигательного аппарата.

При всем разнообразии врожденных или рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект.

У большинства детей наблюдаются такие проблемы: двигательные нарушения сочетаются в той или иной степени с особенностями сформированности сенсорных и когнитивных функций, с выраженной спецификой формирования познавательной деятельности в целом.

Выше мы упомянули и так называемые сложные нарушения развития. По мнению Т.А.Басиловой, известнейшего в стране специалиста по работе детьми, имеющими сенсорные нарушения развития, сложными нарушениями можно называть наличие двух или более первичных нарушений у ребенка.

Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма можно назвать осложненным дефектом.

Пока только неясно, относить к этому варианту развития детей с глубоким органическим поражением ЦНС, приводящим к изменению функционирования многих областей головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и иные сферы, в том числе, и тотальное недоразвитие.

Вероятно, этом случае следует говорить о множественном виде нарушений. По сочетаемости нарушений выделяется более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, а также сочетание всех этих видов с тотальным недоразвитием.

Очень часто можно увидеть и присутствие дополнительных тяжелых соматических заболеваний, которые тоже требуют специализированной помощи.

Дополнительно иногда проводят дифференциацию по выраженности различных нарушений – для разных дефектов. И еще выделяют детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями, а также с различием по времени (возрасту) наступления сложных нарушений.

Для всех случаев врожденного и/или приобретенного сложного нарушения чрезвычайно важно установить особенности развития ребенка к началу заболевания, его знания и умения, уровень психического развития к этому моменту.

По мнению ряда отечественных ученых, феномены повреждения возникают только при воздействии повреждающих факторов после 2,5-3 лет, когда часть психических функций сформирована или находится в активной стадии формирования.

Но, поскольку длительность формирования той или иной психической функции или системы различна, то именно возраст, при котором возникло повреждение, имеет огромное значение.

При повреждении до 2,5-3 лет психические системы и функции с длительным периодом формирования окажутся несформированными (что сближает феноменологию детей с ранним повреждением ЦНС с группой тотального недоразвития), а формирующиеся относительно рано функции, имеющие «короткий» период развития, оказываются в состоянии повреждения.

Естественно, что одним из основных показателей, определяющих специфику развития ребенка и необходимую ему помощь, следует также считать объем повреждения.

Но кроме этого, психологическая специфика поврежденного развития будет определяться:

  • локализацией повреждения (один из наиболее значимых факторов);
  • временем (возрастом) повреждающего воздействия;
  • периодом, прошедшим после повреждения (стажем заболевания);
  • наличием в связи с этим общемозговых реакций;
  • особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению (преморбидные особенности).

По объему повреждения можно выделить:

  • локально поврежденное развитие;
  • диффузно поврежденное развитие.

При повреждениях ребенку обычно ставится неврологический диагноз, отражающий характер поражения центральной или периферической нервной системы.

С точки зрения формирования системы произвольной регуляции психической активности при таких нарушениях можно говорить о грубой несформированности произвольной регуляции двигательной активности (особенно регуляции психических процессов и функций и рефлексивно-волевой регуляции).

Очевидно, что, чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка и влияние общемозговых проявлений на характеристики продуктивной активности, целенаправленности, темпа и работоспособности в целом (проявления астенизации, инертности и др.).

При локально поврежденном развитии (сюда следует отнести разнообразные опухоли, локальные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и пр.) объем так называемых «общемозговых проявлений», как правило, меньше, и, вследствие этого, общий прогноз развития ребенка более благоприятный (при адекватном лечении и мероприятиях восстановительного периода).

Показатели критичности, адекватности и обучаемости окажутся специфичными в случае повреждения передних структур мозга (лобных систем). Однако в каждом конкретном случае может выявляться специфика этих показателей. Специфика развития когнитивной сферы будет определяться возрастом повреждения, его локализацией, компенсаторными возможностями ребенка.

Характерной особенностью этого типа отклоняющегося развития следует считать «мозаичность» феноменологической картины познавательной деятельности.

Чаще всего оказываются недостаточно сформированными (в соответствии с условно-нормативным развитием) мнестическая деятельность и операциональные характеристики деятельности. Хотя в некоторых случаях, даже при достаточно обширных и тяжелых локальных поражениях, отсутствуют выраженные нарушения мнестической деятельности.

Эмоционально-личностном плане может наблюдаться многое: от вариантов условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений.

Следует отметить, что особенно в подростковом возрасте любое повреждающее воздействие следует рассматривать еще и как психическую травму – подросток не верит в возможность полного выздоровления, даже когда это «гарантируется» врачами, равнодушно относится к своему здоровью, и в то время как необходимо хоть немного соблюдать охранительный режим, «уходит» в рисковое поведение по типу «все равно ничего хорошего не будет» и т.п.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)