Дефицитарное и поврежденное развитие
Дефицитарное развитие – патологическое формирование личности у детей с тяжелыми сенсорными и двигательными нарушениями, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы. Термин появился в 1976 г.
Можно сказать, и так: дефицитарное развитие – один из вариантов дизонтогенеза, при котором развитие происходит в условиях выпадения одной или нескольких (при комбинирован-ном дефекте) функций.
Отметим несколько положений:
- нарушения слуха, зрения, речи, двигательной сферы различной степени выраженности – от полного отсутствия до незначительного снижения способностей к реализации соответствующей деятельности;
- подобные органические дефекты, нарушая социальные контакты, может привести к целому ряду отклонений в формировании и развитии личности детей;
- нарушение или полная потеря слуха или зрения приводит к трудностям в общении с окружающими, замедляют процесс усвоения информации, обедняют опыт детей и негативно отражаются на формировании личности;
- развитие личности обусловлено не только дефектом как таковым, но и тем, как ребенок осознает свой дефект и чувствует [особое] отношение к нему со стороны других людей;
- в зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растут и воспитываются дети с нарушениями сенсорной или двигательной сферы, отклонения могут закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя психологические особенности детей, или корригироваться под влиянием целенаправленной психолого-педагогической работы.
Итак, в рамках практически всех известных на сегодня концепций дефицитарного развития [в соответствии с имеющейся в коррекционной педагогике и коррекционной психологии психолого-педагогической классификацией] выделяют детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
В отдельную категорию дефицитарного развития также включают группу детей со сложной структурой нарушения (для этого варианта отклоняющегося развития характерной является возникшая в раннем возрасте или пренатально недостаточность отдельных анализаторных систем или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена – нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе.
Конечно, рассматривать, например, только нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать значительную ошибку, поскольку нарушения речи нельзя отнести к дефицитарному развитию и по критерию коррекционной работы – во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью восстановить дефицитарный анализатор, ликвидировать его недостаточность, а при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет или компенсировать, или, к счастью, полностью восстановить речь.
Говоря о дефицитарном развитии, можно иметь в виду и случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе, и опорно-двигательного аппарата), хотя, если быть точными, эти случаи следует относить к категории поврежденного развития.
И теперь конкретнее:
дети с нарушениями слуха (неслышащие дети).
В последнее время людей с нарушениями слуха принято именовать «неслышашие» (а с нарушениями зрения – «невидящие»). В то же время, нюансы развития остались прежними (слабослышащие, слабовидящие). По существующей в нашей стране психолого-педагогической классификации Р.М.Боскис приняты критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушенным слухом.
Этими критериями являются:
- степень поражения слуховой функции;
- уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
- время возникновения нарушения слуха.
В соответствии с данными критериями определяются следующие категории детей:
Глухие (ранооглохшие) дети. К этой категории относятся дети, родившиеся с уже нарушенным слухом или потерявшие его до начала речевого развития или на его ранних этапах. В результате врожденной или приобретенной в раннем возрасте глухоты они были лишены возможности естественного восприятия речи самостоятельного овладения ею.
Слабослышашие (тугоухие) – дети с частичной потерей слуха. В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, которая будет, конечно, иметь ряд существенных недостатков, подлежащих коррекции в процессе обучения.
Дети с нарушениями зрения (невидящие дети) – сюда относят слепых, слабовидящих, детей с амблиопией и косоглазием. Вопросами работы с данными детьми занимается, в числе прочих наук, и тифлопсихология.
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют категории детей: слепорожденные – дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет.
В понятие слепой включаются две категории детей: дети с визусом (остротой зрения) «0» и светоощущением, и дети, имеющие остроту остаточного зрения до 0,04 включительно на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.
Среди слепых детей выделяют группы:
- абсолютно, или тотально, слепые – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;
- частично, или парциально, слепые – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;
- слабовидящие – дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето- и светоощущения, периферическое и бинокулярное зрение).
Можно выделить несколько форм остаточного зрения при остроте зрения 0,04 и ниже в зависимости от сложности нарушений зрительной функции. Главное отличие данной группы детей от слепых -зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо;
Ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Это позволяет отнести их к категории локально поврежденного типа развития.
Этим детям более поздние нарушения зрения позволяют использовать уже ранее сформировавшиеся связи на основе зрения при осуществлении деятельности познания и образовать иные системы связи при компенсации дефекта.
Ослепшие дети обладают определенными особенностями развития психики, которые могут служить основой при их дифференциальной диагностике];
дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата тоже могут носить и врожденный, и приобретенный характер.
В зависимости от причины и времени поражения (что, в свою очередь, дифференцирует эту категорию детей и как дефицитарный, и как поврежденный варианты развития) отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
- заболевания нервной системы;
- врожденная патология опорно-двигательного ап-парата;
- приобретенные заболевания, деформации и повреждения опорно-двигательного аппарата.
При всем разнообразии врожденных или рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата ведущим является двигательный дефект.
У большинства детей наблюдаются такие проблемы: двигательные нарушения сочетаются в той или иной степени с особенностями сформированности сенсорных и когнитивных функций, с выраженной спецификой формирования познавательной деятельности в целом.
Выше мы упомянули и так называемые сложные нарушения развития. По мнению Т.А.Басиловой, известнейшего в стране специалиста по работе детьми, имеющими сенсорные нарушения развития, сложными нарушениями можно называть наличие двух или более первичных нарушений у ребенка.
Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма можно назвать осложненным дефектом.Пока только неясно, относить к этому варианту развития детей с глубоким органическим поражением ЦНС, приводящим к изменению функционирования многих областей головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и иные сферы, в том числе, и тотальное недоразвитие.
Вероятно, этом случае следует говорить о множественном виде нарушений. По сочетаемости нарушений выделяется более 20 видов сложных и множественных нарушений. Это могут быть различные сочетания сенсорных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, а также сочетание всех этих видов с тотальным недоразвитием.
Очень часто можно увидеть и присутствие дополнительных тяжелых соматических заболеваний, которые тоже требуют специализированной помощи.
Дополнительно иногда проводят дифференциацию по выраженности различных нарушений – для разных дефектов. И еще выделяют детей с одновременно или разновременно наступившими нарушениями, а также с различием по времени (возрасту) наступления сложных нарушений.
Для всех случаев врожденного и/или приобретенного сложного нарушения чрезвычайно важно установить особенности развития ребенка к началу заболевания, его знания и умения, уровень психического развития к этому моменту.
Но, поскольку длительность формирования той или иной психической функции или системы различна, то именно возраст, при котором возникло повреждение, имеет огромное значение.
При повреждении до 2,5-3 лет психические системы и функции с длительным периодом формирования окажутся несформированными (что сближает феноменологию детей с ранним повреждением ЦНС с группой тотального недоразвития), а формирующиеся относительно рано функции, имеющие «короткий» период развития, оказываются в состоянии повреждения.
Естественно, что одним из основных показателей, определяющих специфику развития ребенка и необходимую ему помощь, следует также считать объем повреждения.
Но кроме этого, психологическая специфика поврежденного развития будет определяться:
- локализацией повреждения (один из наиболее значимых факторов);
- временем (возрастом) повреждающего воздействия;
- периодом, прошедшим после повреждения (стажем заболевания);
- наличием в связи с этим общемозговых реакций;
- особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению (преморбидные особенности).
По объему повреждения можно выделить:
- локально поврежденное развитие;
- диффузно поврежденное развитие.
При повреждениях ребенку обычно ставится неврологический диагноз, отражающий характер поражения центральной или периферической нервной системы.
С точки зрения формирования системы произвольной регуляции психической активности при таких нарушениях можно говорить о грубой несформированности произвольной регуляции двигательной активности (особенно регуляции психических процессов и функций и рефлексивно-волевой регуляции).
Очевидно, что, чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка и влияние общемозговых проявлений на характеристики продуктивной активности, целенаправленности, темпа и работоспособности в целом (проявления астенизации, инертности и др.).
При локально поврежденном развитии (сюда следует отнести разнообразные опухоли, локальные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и пр.) объем так называемых «общемозговых проявлений», как правило, меньше, и, вследствие этого, общий прогноз развития ребенка более благоприятный (при адекватном лечении и мероприятиях восстановительного периода).
Характерной особенностью этого типа отклоняющегося развития следует считать «мозаичность» феноменологической картины познавательной деятельности.
Чаще всего оказываются недостаточно сформированными (в соответствии с условно-нормативным развитием) мнестическая деятельность и операциональные характеристики деятельности. Хотя в некоторых случаях, даже при достаточно обширных и тяжелых локальных поражениях, отсутствуют выраженные нарушения мнестической деятельности.
Эмоционально-личностном плане может наблюдаться многое: от вариантов условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений.
Следует отметить, что особенно в подростковом возрасте любое повреждающее воздействие следует рассматривать еще и как психическую травму – подросток не верит в возможность полного выздоровления, даже когда это «гарантируется» врачами, равнодушно относится к своему здоровью, и в то время как необходимо хоть немного соблюдать охранительный режим, «уходит» в рисковое поведение по типу «все равно ничего хорошего не будет» и т.п.
- Нормативные акты и специальная документация психолога
- Специально организованное обучение и психологическое обеспечение интеграции детей с нарушениями психического развития
- Коррекция взаимоотношений ребенка с родителями
- Организация комплексной дифференциальной диагностики в коррекционной психологии
- Дисгармоничное развитие личности
- Асинхронное развитие ребенка
- Парциальная несформированность компо-нентов психической деятельности
- Задержки психического развития
- Недостаточное развитие: систематика, причины, критерии и диагностика
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу