Современные педагогические теории

Основной смысл концепций современного обучения заключается в переходе от парадигмы «наполнения» обучаемого знаниями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности, к парадигме развития личности, формирования базы для достижения вершин профессионального мастерства.

Задачи формирования инновационной интеллектоемкой высокотехнологичной экономики определяют необходимость обеспечения высокого качества подготовки кадров прежде всего в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Четко прослеживается тенденция усиления внимания к уровню профессиональной подготовки будущих юристов, развитию интеллекта и творческих способностей, умений принимать нестандартные решения, накопление эмоционального и духовно-нравственного опыта и знаний выпускника. В этом смысле главная задача образования – создание системы для всестороннего, гармонического, творческого, универсально-целостного становления и развития личности гражданина, патриота, являющегося носителем традиций российской национальной научной школы.

Содержательное решение данной задачи в высшем профессиональном, в том числе и юридическом образовании, реализуется компетентностным подходом, заложенным в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО).

Современная концепция Lifelong learning – «Обучение длиною в жизнь». Подход к образованию, предполагающий непрерывное овладение новыми знаниями и навыками, который может осуществляться различными способами и методами: формальными (высшее образование, переподготовка, повышение квалификации, тренинги, профессиональные курсы, онлайн-обучение), неформальными (наблюдение, самообучение, извлечение опыта из жизни и т.д.).

Обучающимся необходимо целенаправленно и напористо овладевать инновационными технологиями обучения: психолого-педагогическими, информационными, проективными, интенсивными и интерактивными (деловые и ролевые игры, тренинги, кейсы, игровое проектирование, креативные техники и др.). Практика показывает, что именно они развивают базовые компетентности специалистов и их коммуникативное поведение, формируют необходимые для практики умения и навыки, создают предпосылки для  психологической готовности внедрять их в реальную профессиональную деятельность.

В современных условиях ответственность за развитие каждого специалиста несут как они сами, так и их непосредственные руководители, которые порой должны действовать как инструкторы, коучи, консультанты, тьюторы или наставники.

Один из вариантов решения проблемы – популярное движение «Хорошее образование для карьеры», получившее широкое распространение. В основе – компетентностный подход в обучении, который опирается на современные зарубежные и отечественные психолого-педагогические теории.

В решении общей задачи развития личности можно выделить следующие аспекты, которые должны находить отражение в образовательной практике.

Аксиологический, предполагающий формирование исходных ценностных установок, основанных на идеалах истины, добра, красоты, гармонии.

Телеологический, в форме глобальных и локальных жизненных целей и установок.

Праксиологический, интегрирующий основные идеи первых двух аспектов и реализующий их в образовательной и профессиональной практике в форме системно-деятельностного подхода.

Культурологический аспект в самом широком смысле, при этом особо необходимо выделить такую его составляющую, как коммуникативная культура.

Аспект самопознания, эффективного самоконтроля, саморегуляции, предполагающий управление собственным состоянием, здоровьем и интеллектуальными функциями на осознанном и подсознательном уровнях, в частности высшими психологическими процессами: памятью, восприятием, воображением, мышлением.

Таким образом, в рамках общей задачи развития личности одно из центральных мест занимает задача развития интеллекта обучающегося. В рамках этой задачи необходимо выделить следующие составляющие.

Развитие общих интеллектуальных способностей, определяющих успешность продуктивной профессиональной деятельности. Развитие природных задатков, формирование новых способностей. Достаточно подробно структура способностей изложена в работах. Подходы к измерению и оценке способностей, выявлению и определению прироста уровня способностей будут рассмотрены в дальнейшем.

Формирование важнейших показателей интеллекта и соответствующих ментальных структур.

Запуск механизмов саморазвития, формирование активного поискового стиля мышления и деятельности.

Развитие и оптимизация взаимодействия осознанных и бессознательных механизмов интеллектуальной деятельности.

Более подробно остановимся на показателях интеллектуального развития, многообразие которых подтверждено ранее проведенным анализом. В результате редукции этого множества выделены наиболее важные интегрированные показатели:

  • компетентность;
  • познавательная и социальная активность;
  • креативность;
  • уровень личностной самооценки, самоосознания;
  • эффективность саморегуляции.

Наиболее значимым среди этих показателей, безусловно, является компетентность.

Современные требования к проектированию образования как ресурса духовно-нравственного развития личности стимулировали разработку педагогической концепции компетентностного подхода в обучении.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)