Современные педагогические теории развития продуктивного мышления

На рубеже XX-XXI вв. активно происходит обновление образования. Компетентностный подход в современном образовании, как видим, выдвигает на первое место не информированность человека, а навыки и умения разрешать проблемы, возникающие в познании и объяснении явлений действительности, при освоении современных методов и технологий, во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в правовых нормах и административных структурах, при выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в образовательном заведении, при необходимости разрешать собственные проблемы и вопросы саморазвития.

Специалист, желающий добиться успеха, должен постоянно учиться, потому что в практике востребован профессионал, который способен решать новые профессиональные задачи на основе инновационного отечественного и зарубежного опыта. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. В последнее время все чаще встречается утверждение, что «способность обучаться быстрее, чем конкуренты, является, возможно, единственным непреходящим конкурентным преимуществом». Это имеет отношение не только к бизнесу, но и к системе образования. Знания, методы и технологии постоянно устаревают и требуют обновления. Меняется демографическая ситуация и потребности в профессиях. В новых экономических, политических и социальных условиях специалисты вынуждены заботиться о своей конкурентоспособности, рейтинге, корпоративном и профессиональном имидже, репутации.

В связи со сказанным новым направлением в рамках высшего профессионального обучения становится формулирование и развитие компетенций специалистов, отвечающие на вопросы, что должны делать; в какие сроки освоить новую информацию; с каким качеством. В вузах формируется система компетенций в соответствии с ФГОС ВО.

Особое значение для становления карьеры юристов имеет их собственное развитие, в основе которого лежит прежде всего саморазвитие, которое предполагает три основных вектора:

  • индивидуальный (развитие личной профессиональной и психолого-педагогической компетентности, метанавыков);
  • групповой (развитие команд, умений взаимодействовать с другими на уровне партнерских отношений и сотрудничества);
  • организационный (реализация принципов обучающейся организации в вузе, повышение компетентностной квалификации педагогов).

Решению обозначенных проблем способствует широкое использование в образовании проектно-созидательных технологий, игровых методик, активных и интерактивных методов обучения, приемов и средств развития природных способностей обучающихся.

Одна из наиболее востребованных временем форм реализации вышеизложенного – формирование проектных компетенций и проектной культуры педагогов, обучающихся и вуза в целом.

С прагматической точки зрения, проект – это наиболее современная, конкретная и выполнимая форма реализации образовательной деятельности с целью получения нового, уникального результата, ограниченная временем и ресурсами (рис. 3.9).

Современные формы реализации проектов прошли апробацию временем, претерпели определенные изменения, расширяющие образовательные и развивающие возможности, но в основе – «коренные» идеи метода, отражающие суть и содержание понятия «проект» В профессиональном образовании, отражая социальные запросы общества, проекты могут охватывать ключевые сферы жизнедеятельности, в том числе и с точки зрения юриспруденции.

Метод проектов и сам образовательный проект выступают как определяющий компонент, при разработке и реализации которого педагог «растет» вместе с обучающимися, расширяет пространство своих знаний, умений, навыков и компетенций, приобретает опыт профессиональной творческой самореализации. Следовательно, знание о принципах, специфике и особенностях, а также видах, способах и формах реализации образовательных проектов в зависимости от профессиональных потребностей и возможностей – одна из ключевых компетенций.

Как педагогическая теория и форма обучения метод проектов был разработан и апробирован Джоном Дьюи в начале XX века, основываясь на потребности приблизить обучение к жизни, преобразовав весь процесс в выполнение практических дел и заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно открывать новое, приобретая опыт и навыки общения в совместной работы, с целью получения опыта преодоления затруднений.

В толковом словаре буквальный перевод слова «проект» (с латинского – «projectus») означает «брошенный вперед». Понятие «метод» рассматривается как способ, совокупность приемов и операций познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни, позволяющие получить определённые результаты.

Предполагалось, что такой подход позволит решить важную задачу – обучить и воспитать людей, хорошо приспособленных к жизни, посредством развития их способности решать свои насущные жизненные проблемы. В основе дидактического эффекта метода проектов – познание окружающей жизни в самостоятельной творческой проектной деятельности, в практике контекстного освоения необходимой информации.

Д. Дьюи утверждал, что «врожденные способности развиваются не посредством случайных и произвольных проявлений, а в процессе осмысленного применения, которое они получают…».

Он разработал конкретный механизм, который и в настоящее время является основой использования проектов в образовании и отражает все важные компоненты проектной компетенции современного профессионала, формируемые в ходе реализации образовательного проекта и решения проблемных ситуаций (табл. 3.1.).

Одной из приоритетных позиций в реализации проектной деятельности является развитие свободы и осознанности выбора, о которых Д. Дьюи писал, что «в жизни для разных людей благом могут оказываться самые разные вещи и что поощрять каждого человека к разумному собственному выбору полезно для общества».

Применяя на практике учение Дьюи, его последователь – профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете, Уильям Херд Килпатрик – дополнил его позицией, подчеркивая необходимость формирования личной заинтересованности обучающихся в приобретении знаний, подчеркивая координирующую и направляющую роль педагога. Он выделял три основных компонента новой педагогической системы, которые актуальны по-прежнему:

  • обучающий материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;
  • целесообразная деятельность;
  • процесс обучения как непрерывная перестройка жизни обучающихся с непрерывным «подъемом» на более высокие её ступени.

Анализируя существующие в педагогической литературе исследования понятия «компетентность», следует обратить внимание на определение Б.Д. Эльконина, который в рамках развивающего обучения рассматривает её как меру «включенности человека в деятельность». Важно учитывать, что компетенции часто проявляются ситуативно, формируясь в различных формах деятельности, следовательно, виды компетенций тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, и наиболее продуктивно формируются в рамках работы над проектом.

Их можно рассматривать как инструментарий, лежащий в основе адаптации и восприятия новых культурных, социальных, экономических и политических реалий. В основе – творческие подходы к решению проблем, навыки прогнозирования, использования различных стилей мышления, умение делать выбор из множества вариантов использования найденных ответов.

Важными компонентами проектных компетенций выступают не только когнитивная и операционально-технологическая структуры, но и мотивация, этика, социальная и поведенческая часть, так как присутствует серьезное влияние личностных качеств и проявлений конкретного человека.

По мнению Т.А. Парфеновой, проектная компетентность «интегрирует  управленческий, эмоционально-личностный, творческий компоненты, которые отражают ее сущность как профессионально-значимого, интегративного качества личности, характеризующегося степенью освоения совокупности компетенций, связанных с разработкой проекта, оценкой педагогических задач в результате выполнения проекта, отбором средств, методов и форм организации проектной деятельности соответственно возрасту, индивидуальным особенностям и траектории обучения детей и т.д. Каждый компонент проектной компетентности включает в себя ряд умений и способностей».

Л.В. Иванова, выделяет в структуре проектной компетентности следующие компоненты:

  • прогностически-целевой (прогнозирование и планирование деятельности);
  • содержательный (знания, умения, личностный опыт);
  • организационно-деятельностный (инновационные формы организации обучения, методы, средства, инновационные формы организации обучения и технология развития проектной компетентности);
  • критериально-оценочный (критерии, показатели, уровни развития проектной компетентности учителя);
  • результативный (результат как гарантированно развитую по компонентам проектную компетентность, выражается через знания о проектной компетентности, готовность и способность к ее развитию, ценностные ориентации);
  • компонент педагогических условий.

Наиболее активно метод проектов сегодня используется в управлении профессиональным коллективом и в жизнедеятельности общества для решения социально-значимых проблем, отражая потребность общества организованно оформить социальную активность, способствовать успешному обретению участниками проекта (субъектами) позитивного социального опыта.

Основными этапами любого проекта являются инициализация, планирование, реализация и контроль исполнения, завершение проекта. Содержание деятельности в управленческом проекте представлено в таблице 3.2.

Основные этапы реализации проекта

Важно учитывать, что реализация проектов может охватывать от одного сотрудника до всего коллектива, различные уровни, а также вовлекать во взаимодействие, партнеров и заинтересованных лиц.

Основной принцип – единство прав и обязанностей, намеченного и достигнутого, принимаемых решений и практических действий по их выполнению, ответственности за невыполнение коллегиально принятых решений для всех участников, умение и желание работать в команде.

Обязательный компонент – получение реального результата, который можно предъявить окружающим, так как это способствует повышению самооценки и осознания собственной состоятельности участников и даёт им новый социально значимый опыт. Причем, в качестве последнего могут выступать не только инновационные продукты или услуги, но извлеченные уроки.

С этой точки зрения, приобретает особую актуальность эффективное управление проектами. Учитывая, что термин «управление» означает упорядочение неких процессов, устранение неопределенности и проблем, приведение в необходимое состояние с учетом различных факторов и изменений с целью упорядочения, приведения в соответствие, сохранения целостности и функциональности и способности к развитию, важен навык использования соответствующих форм и способов деятельности относительно каждого типа управления.

С целью повышения эффективности следует опираться на ключевые принципы системно-деятельностного и процессного подходов.

Системный подход предполагает при сохранении целостности прогнозирование и проектирование взаимосвязи и взаимообусловленности основных элементов (от структуры управленческих действий до функциональных звеньев и участников процесса). Этот подход является основным методологическим принципом и, базируясь на общей теории систем, включает следующие взаимодействующие элементы:

  1. Объекты управления (чем управляем?).
  2. Субъекты управления (кто управляет?).
  3. Условия осуществления проекта (в каких условиях жизнедеятельности обеспечивается управление?).
  4. Механизм управления (как управлять?).

Объектом проектирования может быть технология, модель, метод, содержание и т.д., предполагающие новую возможность решения существующей проблемы.

Субъектом в проекте выступают специалисты, которые в идеале должны обладать определенными характеристиками: профессионализмом и мотивированностью; общественно значимыми ценностными ориентациями; творческим мышлением и готовностью к изменениям; способностью предвидения последствий перспективных преобразований действительности, реализуемых в педагогической деятельности др.

В психолого-педагогических исследованиях и исследованиях в области управления, системный подход всегда дополняется идеями деятельностного, личностного, структурно-функционального и других методологических подходов. Учитывая, что основные позиции деятельностного подхода для эффективного управления проектами опираются на исследования известного отечественного психолога А.Н. Леонтьeва («деятельность – действия – операции»), возможно определить ключевые элементы и условия осуществления проектной деятельности, важные для эффективного управления с точки зрения системно-деятельностного подхода (рис. 3.10.).

Такая взаимосвязь элементов логически обусловлена алгоритмом осуществления проектной деятельности: от возникновения затруднения (проблемы) до получения конкретного, прогнозируемого результата, ответа, опыта. Причем, содержание элементов раскрывается следующим образом:

  • операция – способ осуществления проектной деятельности;
  • мотив – отражение внутренней потребности, ценностных ориентиров, смыслового наполнения и общей направленности проектирования;
  • цель – определение пределов и характера достижений;
  • предполагает преднамеренный характер действий;
  • ресурсы – определяют возможности, средства, формы и способы достижения планируемых результатов в конкретной ситуации.

Процессный подход в управлении проектами предполагает изменение состояния проектируемого объекта, явления, ситуации (качественное отличие на каждом этапе проекта) с целью достижения необходимого результата.

Кроме того, важно учитывать, что основным объектом воздействия являются люди (как взрослые – организаторы и участники, так и дети), их состояние, отношения, поведение, что предполагает знание и выявление мотивационной компоненты, подбор и применение эффективных методических приемов организации процесса. Необходимо отметить, что эффективность часто обусловлена невозможностью абсолютно точно предсказать, а значит, и сделать прогноз, какова будет реакция коллектива или отдельных личностей на вводимые изменения в свете такой важной составляющей проектирования как межличностное общение, которое всегда непредсказуемо и субъективно. Кроме того, зачастую, при реализации проектов имеют место события (явления), предполагающие важные изменения в силу объективности их возникновения. Например, болезни, природные и техногенные проблемы, изменения социально-экономического характера, общественных приоритетов и т.д.

С целью нейтрализации возможных рисков и угроз предусматривается опережающее управление, включающее при необходимости корректирующие воздействия, обеспечивающие заданную траекторию функционирования, включая случаи неожиданных и непредсказуемых изменений обстоятельств, независящих от управления; неблагоприятные результаты прогнозирования ситуации (рис. 3.11.).

Кроме того, с точки зрения интеграции системно-деятельностного подхода и процессного управления, следует подчеркнуть позиции, влияющие на эффективность реализации проектов:

  • навыки качественной работы с информацией;
  • опыт принятия решений (оперативных, стратегических, прогнозирование последствий, выбор оптимальных и т.д.);
  • способности организации деятельности;
  • умение анализировать и оценивать результаты;
  • создание системы стимулирования участников.

Исходя из выше сказанного, можно определить эффективное управление проектами как ограниченное во времени, целенаправленное, деятельностное изменение существующей системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода ресурсов и специфической организацией.

По мнению Г.П. Щедровицкого, основная особенность метода проектов и проектирования в заложенных возможностях изучения различных вариантов. Он подчеркивал, что «самая большая тонкость заключается в том, чтобы в этом пространстве было несколько разных центров. Говоря мягче, несколько разных образований. Важно, что не одно. Мы никогда не попадаем в ситуацию, когда можно жестко сфокусироваться на чем-то одном. Мы никогда не имеем дело с одной категорией или категориальной оппозицией. Мы никогда не имеем дело с одним понятием, с одним ядерным смыслом. Мы всегда движемся в поле смысловых зон, которые относительно равноправны. Во всяком случае, они позволяют осуществлять процедуры перефокусировки, переноса центра с одной точки на другую с сохранением остального поля. Эта множественность полаганий, множественность смысловых ядер, сущностей, с которыми мы интеллектуально работаем… важна».

Знание специфики и особенностей, а также принципов, способов и форм реализации образовательных, управленческих или социальных проектов в зависимости от потребностей и возможностей – основа развития продуктивного мышления современного специалиста.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)