Совет Европейского союза

Положения о Совете ЕС отражены в статье 18 Договора о ЕС и статьями 237-243 Договора о функционировании ЕС.

Совет ЕС (далее – СЕС) является наиболее активным руководящим институтом межнационального характера в ЕС. В отличие от Европейского совета, СЕС обладает практически универсальной компетенцией и полномочиями в масштабе всего интеграционного объединения в целом.

СЕС остается главным законодательным органом ЕС, хотя в рамках общей законодательной процедуры и делит свои полномочия с Европейским парламентом. Законодательные акты, принимаемые СЕС, занимают верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов ЕС, следуя непосредственно за учредительными договорами ЕС.

От СЕС в решающей степени зависит возможность применения общего постановления, облегчающего сотрудничество институтов (так называемый «перекидной мостик»). Так, СЕС позволяет при определенных условиях заменять специальную законодательную процедуру более демократической общей процедурой или требуемое для решения единогласие квалифицированным большинством. Также СЕС вправе принимать решения по вопросам, прямо не отнесенным к ведению ЕС, если таковые необходимы для достижения целей и решения задач, стоящих перед ЕС и закрепленных в учредительных договорах ЕС.

СЕС состоит из официальных представителей государств – членов ЕС министерского уровня, наделенных полномочиями выступать от имени своих правительств и принимать обязывающие его страну решения. При этом каждое государство-член представлено в СЕС исключительно одним представителем (принцип «одно государство – один голос»).

В соответствии со сложившейся практикой в работе СЕС принимает участие, как правило, тот министр, который ведает этим направлением в составе своего правительства (например, если собирается Совет по вопросам сельского хозяйства, то участвует именно министр сельского хозяйства).

Перечень формаций СЕС:

  • Совет по общим вопросам и иностранным делам;
  • Совет по экономическим и финансовым вопросам;
  • Совет по вопросам юстиции и внутренних дел;
  • Совет по вопросам занятости, социальной политики, здравоохранения и защиты прав потребителей;
  • Совет по вопросам конкурентоспособности (внутренний рынок, промышленность, научные исследования);
  • Совет по вопросам транспорта, телекоммуникаций и энергетики;
  • Совет по вопросам сельского хозяйства и рыболовства;
  • Совет по вопросам окружающей среды;
  • Совет по вопросам образования, молодежи и культуры.

Заседания СЕС делятся на две части: открытую и закрытую. Заседания, связанные с законотворческим процессом, открыты для доступа прессы, материалы заседаний публикуются в открытой печати. Иные заседания по общему правилу носят закрытый характер, сведения об их содержании и принятых решениях публикуются или доводятся до сведения общественности самим СЕС.

Компетенция СЕС носит универсальный характер, что, конечно, не означает, что СЕС может подменять собой другие институты, органы или организации ЕС и самостоятельно осуществлять их функции. Однако СЕС обладает полномочиями, которые самым непосредственным образом позволяют ему влиять на функционирование всего механизма ЕС в целом.

К таким полномочиям относится прежде всего деятельность СЕС в качестве законодательного органа. Согласно статье 16 Договора о ЕС, СЕС совместно с Европейским парламентом осуществляет законодательные и бюджетные функции.

СЕС не является постоянно действующим органом. Различные формации СЕС собираются по мере необходимости. В течение года проводится в среднем около 350 заседаний, которые, как правило, носят непродолжительный характер (в среднем 1-2 дня).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)