Право конкуренции Европейского союза

Интеграционные процессы в ЕС осуществляются в соответствии с принципами рыночной экономики, одним из существенных элементов которой является добросовестная конкуренция.

Политика конкуренции является наиболее развитой общей политикой ЕС и оказывает сильное влияние на деятельность предприятий как в самом ЕС, так и вне его, стимулируя создание единого внутреннего рынка.

Свободное движение товаров и услуг и свобода предпринимательства на всей территории ЕС были бы малоэффективными, если бы участники делового оборота занимались ограничительной практикой и тем самым препятствовали нормальному функционированию единого рыночного механизма на уровне ЕС, особенно если подобная практика усиливает тенденцию к размежеванию по национальным границам.

Таким образом, цель конкурентной политики ЕС заключается в обеспечении эффективной конкуренции в противоположность идеализированной совершенной конкуренции, которая призвана служить инструментом:

  • создания открытого и единого рынка, не разделяемого ограничительными и антиконкурентными соглашениями между компаниями на национальном уровне, и превращения его в реальный внутренний рынок ЕС посредством стимулирования взаимной торговли между государствами-членами, даже если это экономически неоправданно;
  • реализации эффективной конкуренции, чтобы избежать чрезмерной концентрации и злоупотребления доминирующим положением крупных фирм;
  • поддержания добросовестной конкуренции путем оказания помощи мелким и средним предприятиям, защиты прав потребителей и применения санкций против незаконного предоставления государственной помощи;
  • реализации социальных целей, таких, как борьба с безработицей и создание новых рабочих мест;
  • усиления международной конкурентоспособности транснациональных корпораций ЕС на мировом уровне.

Право конкуренции ЕС включает в себя следующее:

  • запрет картелей (антимонопольные нормы) (статья 101 Договора о функционировании ЕС);
  • запрет на злоупотребление доминирующим положением (статья 102 Договора о функционировании ЕС);
  • контроль над объединением предприятий (контроль над слиянием);
  • правила для публичных предприятий и предприятий, которым предоставляют специальные или исключительные права (статья 106 Договора о функционировании ЕС);
  • запрет государственной помощи, которая искажает или угрожает исказить конкуренцию (статьи 107 и 109 Договора о функционировании ЕС).

В целях обеспечения соблюдения правил конкуренции институты ЕС (главным образом, Европейская комиссия и Суд ЕС) могут запрещать антиконкурентное поведение и налагать денежные штрафы. Законодательство о конкуренции предусматривает запрет картелей и запрет злоупотреблений на внутреннем рынке.

В тоже время запрет картелей может быть признан не подлежащим применению к любому соглашению или категории соглашений между предприятиями; любому решению или категории решений, принятых объединениями предприятий, и к любой картельной политике (ее разновидности), которые способствуют улучшению производства или распространения товаров или содействуют техническому или экономическому прогрессу.

Они предоставляют потребителям справедливую долю получаемых благодаря этому выгод, т.к. не налагают на предприятия такие картельные ограничения, которые не являются необходимыми для достижения этих целей; не предоставляют этим предприятиям возможность ограждать от конкуренции существенную часть соответствующих продуктов. Запрет злоупотребления на внутреннем рынке направлен не на все предприятия, а только на те, которые занимают доминирующее положение на общем рынке или на существенной его части.

Злоупотребления могут выражаться в следующем:

  • навязывании, прямо или косвенно, несправедливых цен купли- продажи или других несправедливых условий торговли;
  • ограничении производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям;
  • применении неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их, таким образом, в невыгодные условия конкуренции;
  • заключении контрактов, обусловленных принятием партнерами дополнительных обязательств, которые по своему характеру или в соответствии с торговой практикой не связаны с предметом этих контрактов.

Функциональное понятие предприятия, подтвержденное практикой Суда ЕС, охватывает любую деятельность, которая ведет к предложению рыночных продуктов или услуг.

Государства – члены ЕС могут быть включены в данное понятие, если они представляют рыночные услуги, например, государственными учреждениями, при этом исключения не предусмотрены. Государства – члены ЕС не могут издавать акты, согласно которым государственные учреждения или предприятия будут занимать монопольное положение.

Нормы о конкуренции, которые применяются к предприятиям, имеют прямое действие для государств – членов ЕС. Применение норм о конкуренции может вызвать существенные последствия для предприятия и иметь нежелательные социальные последствия (например, запрет дотации может коснуться таких выплат, целью которых является предотвратить банкротство предприятий и сохранить рабочие места).

Контроль над слияниями также может коснуться интересов работников. Коллективные представители работников в виде их профсоюзов или избранного производственного совета участвуют в принятии решений о слиянии или дотациях. Так, юридически признанные представители работников должны быть заслушаны в рамках консультации о слиянии, если они защищают правомочные интересы. Если представитель работника был заслушан в этой связи, то он имеет право на подачу иска, если захочет повлиять на решения по контролю слияния.

Интересно
Во многих государствах – членах ЕС достаточно сильно развит государственный сектор экономики (транспорт, энергетика, телекоммуникации и др.). Кроме того, государство часто субсидирует частные предприятия, проводя протекционистскую политику с целью защитить национальную промышленность.

В ряде случаев такие действия государства формально нарушают добросовестную конкуренцию, однако представляются вполне оправданными с точки зрения решения важных региональных и социальных проблем (борьба с безработицей, поддержка отсталых и отдаленных областей, стимулирование кризисных секторов экономики и т.д.). В связи с вышеизложенным в ЕС специально разработаны правила конкуренции для регулирования деятельности государств – членов ЕС. Область применения таких правил – государственные предприятия и государственная помощь.

Движущей силой государственного сектора экономики в государствах – членах ЕС являются государственные предприятия. В 1980 г. Европейская комиссия приняла Директиву «О прозрачности финансовых отношений между государствами-членами и государственными предприятиями», предписывающую государствам – членам ЕС сообщать Европейской комиссии о своих отношениях с государственными предприятиями, под которыми понимают предприятия, подконтрольные государству.

Контроль государства над предприятием достигается благодаря большей доле его участия в капитале, большинству голосов при принятии решений или возможности назначать более половины членов правления предприятия.

Таким образом, решающий критерий при определении государственного предприятия – контроль со стороны государства. Государственные предприятия должны подчиняться тем же правилам конкуренции, что и частные, а государства – члены ЕС воздерживаться от мер, противоречащих нормам Договора об учреждении ЕС.

Таким образом, обязательства налагаются на государства – члены ЕС, а не на предприятия, в связи с чем первые не могут использовать свой контроль с целью заставить государственные предприятия осуществлять операции в нарушение запрета картелей и запрета на злоупотребление доминирующим положением, также не могут они и осуществлять субсидировать государственные предприятия.

Государственная помощь, являясь наиболее эффективным инструментом экономической политики, используется для достижения широкого спектра социальных и народнохозяйственных задач ЕС. Однако роль государственной помощи неоднозначна, поскольку часто ассоциируется с нарушением добросовестной конкуренции в рамках внутреннего рынка.

В связи с этим Договором об учреждении ЕС (статьи 107-109) закреплен механизм регулирования государственной помощи, цель которого является приведение условий ее предоставления в соответствие с правилами конкуренции. В качестве общего принципа в данном случае служит запрещение государственной помощи, нарушающей или чреватой нарушением конкуренции и причиняющей ущерб торговле между государствами – членами ЕС.

Понятие государственной помощи включает финансовые средства, предоставляемые не только органами государственной власти, но и государственными или частными предприятиями, которые государство контролирует. Запрет на предоставление государственной помощи распространяется не только на прямую государственную помощь (в виде субсидий), но и на государственную помощь, предоставляемую в косвенной форме (налоговые льготы).

Интересно
Запрет оказывать государственную помощь, нарушающую конкуренцию во взаимной торговле между государствами – членами ЕС, толкуется как конкретная мера, касающаяся отдельных предприятий или отраслей, а не как элемент экономической политики, поскольку существуют многочисленные изъятия из общего запрета.

Такие изъятия носят исчерпывающий характер и касаются так называемой горизонтальной помощи (охрана окружающей среды, поддержка малых и средних предприятий, научных исследований, борьба с безработицей), секторальной помощи (помощь кризисным отраслям и предприятиям) и региональной помощи (помощь отдаленным и отсталым регионам).

В связи с этим Европейская комиссия вынуждена разъяснять свою политику в этих областях посредством специальных посланий Совету ЕС, отмечая, что предоставление помощи государствами – членами ЕС без учета интересов ЕС наносит ущерб формированию единого внутреннего рынка. Государственная помощь должна оказываться секторам экономики и регионам только в случае острой необходимости, на совершенно определенных условиях и с целью сделать их конкурентоспособными.

Европейская комиссия компетентна контролировать предоставление государственной помощи и в случае нарушения установленного ею запрета применять санкции. Государства – члены ЕС обязаны своевременно извещать Европейскую комиссию о своих шагах по предоставлению государственной помощи, чтобы решение было принято Европейской комиссией до ее оказания.

В случае участия государства в капитале предприятия Европейская комиссия применяет к нему так называемый критерий частного инвестора, согласно которому предоставление фондов, а также другие действия государства, предпринимаемые им в условиях рынка и приемлемые для частного инвестора, не подпадают под действие запрета. Суд ЕС и Европейская комиссия признают, что инвестор располагает широкими возможностями для принятия решения, и частные компании могут планировать получение прибыли в долгосрочной перспективе.

Однако в случаях, когда на данный момент не существует объективных оснований для принятия решений об инвестировании или финансировании в целях получения средней нормы прибыли, характерной для данной сферы коммерческой деятельности, Европейская комиссия рассматривает подобные инвестиции в качестве государственной помощи, которая подпадает под запрет.

В случае если Европейская комиссия отказывает государству-члену в разрешении предоставить помощь, отказ может быть преодолен лишь единогласным решением Совета ЕС, которое принимается только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, свидетельствующих о крайней необходимости оказания помощи.

При оказании помощи в нарушение запрета Европейская комиссия может предложить государству-члену на основании мотивированного заключения отозвать помощь или обязать предприятие, уже получившее субсидию, вернуть ее. В случае если заключение Европейской комиссии будет проигнорировано государством-членом, она может обратиться в Суд ЕС, который вправе назначить штрафные санкции.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)