Социальное право Европейского союза

В соответствии со статьей 156 Договора о функционировании ЕС указывается, что трудовое право и право социального обеспечения относятся к целям ЕС в рамках поощрения сотрудничества государств-членов и способствования координации их социальной политики.

Интересно
Как отмечается в юридической литературе, терминология и систематика данного договора находятся под влиянием французского понятия «социальное право» (droit social), которое является очень широким и охватывает все отрасли права в объективном смысле, которые регулируют трудовые отношения и связанную с ними защиту от социальных рисков.

В нормах Договора о функционировании ЕС (статьи 145-150) закреплены правовые основы «политики занятости», в рамках которой на уровне ЕС осуществляется координация мероприятий по сокращению безработицы.

Государства – члены ЕС обязаны разрабатывать скоординированную стратегию в сфере занятости, особенно в области подготовки квалифицированной, обученной и легко адаптирующейся рабочей силы, а также рынков труда, быстро реагирующих на изменения в экономике.

Цель достижения высокого уровня занятости должна приниматься в расчет при формулировании и осуществлении политики и деятельности ЕС, в частности ежегодно разрабатываются ориентиры, которые должны учитываться государствами-членами в проводимой ими политике занятости.

Совет ЕС может прибегнуть к стимулирующим мерам, призванным побудить к сотрудничеству государства-члены, может поддержать их действия в области занятости с помощью инициатив, направленных на развитие обмена информацией и наилучшего практического опыта, посредством сравнительного анализа и консультаций, а также способствовать распространению новаторских подходов и накопленного опыта, в частности используя пилотные проекты.

ЕС не имеет правотворческой компетенции в политике занятости, нормы Договора о функционировании ЕС предусматривают лишь повод для выдачи рекомендации. В политике занятости Совет ЕС и Европейская комиссия применяют открытый метод координации, который основывается на четырех принципах: субсидиарности, конвергенции, достижения цели, надзора над странами при интегрированном вмешательстве.

Первоначально Совет ЕС разрабатывает ориентиры в области занятости. После этого государства-члены их конкретизируют в национальном плане действий, о выполнении которых представляется ежегодный доклад. Совет ЕС ежегодно рассматривает, как осуществляется политика занятости в государствах-членах, в свете общих ориентиров в области занятости. Совет ЕС, действуя квалифицированным большинством голосов, по предложению Европейской комиссии может дать рекомендации государствам-членам, если он сочтет это необходимым, по итогам проведенного исследования.

В Договоре о функционировании ЕС компетенции ЕС по изданию директив и регламентов в области труда частично перечислены в разделе X «Социальная политика». Помимо норм о компетенции сюда же относится правовое регулирование основных свобод ЕС и защита от дискриминации, которые преимущественно используются для директив в сфере труда.

Правовые акты могут быть основаны на функциональной компетенции ЕС и конкурирующей компетенции ЕС, а иногда рассматривается и рамочная компетенция ЕС. ЕС поддерживает и дополняет действия государств-членов в области социальной политики, при этом речь не идет об исключительной компетенции ЕС и регулирование придерживается принципа субсидиарности.

Государствам – членам ЕС остается возможность для учета особого положения малых и средних предприятий издавать для них более благоприятные нормы ограничение минимальной гармонизации.

В целом существует ступенчатая программа интеграции социальной политики ЕС. Договор о функционировании ЕС содержит подробное разграничение компетенций по вопросам в сфере труда, что имеет принципиальное значение для развития трудового права ЕС.

Разграничение компетенций представляет собой отказ в приоритете негативной интеграции. Под негативной интеграцией понимается устранение национально-правовых норм путем прямого применения основных свобод, например, если такая норма, как обязанность предприятия предоставить гарантию в банк государства своей деятельности при найме работника на неполное рабочее время, несовместима с основной свободой, в данном случае со свободой движения капиталов, то данное законодательство не применяется.

Противоположное понятие «позитивная интеграция» определяется наднациональным правотворчеством. Среди прочих социально-политических обстоятельств оно делает возможным интеграцию без принудительного дерегулирования.

ЕС имеет своей задачей посредством создания внутреннего рынка и экономического и валютного союза, а также осуществления общей политики или деятельности содействовать повсеместно в ЕС гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безинфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей, высокому уровню защиты и улучшению качества окружающей среды, повышению уровня и качества жизни, экономическому и социальному сплочению и солидарности государств-членов.

Четкое признание необходимости регулирования социальной политики не означает, что трудовое право ЕС повторяет развитие трудового права государств-членов. Статья 153 Договора о функционировании ЕС предусматривает особую роль социальных партнеров в государствах-членах при имплементации директив, что соответствует правовой традиции ЕС – профсоюзы и объединения работодателей при разработке социальной политики не только участвуют, но и имеют автономную компетенцию по регулированию.

В Договоре о функционировании ЕС не предусматривается, чтобы европейские социальные партнеры свои соглашения имплементировали без помощи органов ЕС. Согласно статье 155, предусматривается, что диалог между социальными партнерами на уровне ЕС может приводить, если они того желают, к установлению договорных отношений, в том числе к заключению коллективных соглашений между представителями европейских объединений профессиональных союзов и союзов работодателей по вопросам трудового права и социального обеспечения.

При этом претворение в жизнь соглашений, заключенных на уровне ЕС, осуществляется либо согласно процедурам и практике, которые присущи социальным партнерам и государствам-членам, либо в сферах, подпадающих под действие статьи 153, на основании совместного ходатайства подписавших соглашение сторон посредством решений Совета ЕС, принимаемых по предложению Европейской комиссии. Таким образом, в праве ЕС окончательно не урегулирована установленная автономия европейских коллективных договоров.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)