Система источников права Европейского Союза

Право ЕС обладает оригинальной системой источников. Формы (источники) права ЕС образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. Существуют различные классификации источников права ЕС.

Так, некоторые авторы считают, что «с определенной долей условности можно выделить четыре главные группы источников европейского права. Во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, общие принципы права, в-третьих, решения Суда ЕС и, в-четвертых, международные договоры».

Среди источников права ЕС различают акты первичного, вторичного и третичного права ЕС. Критерием такой классификации является соотношение источников по юридической силе.

Первичное право ЕС, фактически являющееся конституционным правом ЕС, включает писаное право (учредительные договоры ЕС, Хартия ЕС об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированная 12 декабря 2007 г., протоколы, поправки и договоры о присоединении) и неписаное право (общие принципы права).

Вторичное право ЕС является производным правом, которое создается уже на основе учредительных договоров ЕС и является результатом правотворчества институтов ЕС. К нему относятся регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения.

В определении источников вторичного права просматривается столкновение подходов к пониманию источников в континентальной и англосаксонской правовых семьях (признание в качестве источников юрисдикционных актов), а также влияние концепции источников в международном праве.

Третичное право ЕС – делегированные акты. Законодательный акт (вторичное право) может делегировать Комиссии ЕС полномочие издавать незаконодательные акты общего действия, которые изменяют или дополняют отдельные элементы законодательного акта, не имеющие существенного значения, которые называются третичным правом.

При этом законодательные акты, предоставляющие право принять акт, относящийся к третичному праву, четко определяют цели, содержание, сферу действия и срок делегирования полномочий.

К третичному праву ЕС также относятся акты, принимаемые для исполнения юридически обязательных актов ЕС (имплементирующие акты). Нормы актов первичного права ЕС обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормам ЕС, содержащимся в актах вторичного и третичного права.

Особенностью ЕС является то, что в его основе лежат несколько международных договоров учредительного характера:

  • Парижский договор об учреждении ЕОУС 1951 г.
  • Римский договор, учреждающий ЕС 1957 г.
  • Римский договор, учреждающий Евратом 1957 г.
  • Маастрихтский договор о Европейском Союзе 1992 г.

Это так называемые «учредительные договоры в узком смысле», которые носят «конституирующий» характер для ЕС.

Следует выделить следующие особенности источников права ЕС:

  1. Особая юридическая природа и характер источников правовой системы ЕС. Это заключается в том, что в отличие от источников национальной правовой системы исходным началом которых является, как правило, воля и интересы того или иного народа, проживающего в пределах юрисдикции национального государства, в основе же источников права ЕС лежит совокупный интерес европейских народов и согласованность их воли (двойственность юридической природы ЕС).
  2. Возникновение и развитие системы источников права ЕС на основе принципов традиций двух правовых семей – романо-германского (континентального) права и англо-саксонского (общего) права. Эта особенность обусловлена тем, что в составе ЕС есть государства, принадлежащие к обеим правовым семьям.
  3. Отсутствие четкого иерархического построения и функционирования источников права ЕС. Сложность, многоаспектность и внутренняя противоречивость европейского права позволяют говорить не об иерархии источников права, а об иерархии правовых принципов, которые сложились в рамках правовой системы ЕС на основе учредительных договоров.
  4. Действие в «необычном» пространстве, на территории, являющейся одновременно территорией ЕС и территорией входящих в него государств. В отличие от источников национального права, которые функционируют на территории, находящейся под юрисдикцией суверенных государств, источники права ЕС функционируют в территориальном пространстве совершенно иного правового режима, суть и содержание которого состоит в том, что в отличие от правового режима территорий национальных государств – составных частей территории ЕС, на которых действует суверенная власть, правовой режим «совокупной» территории ЕС характеризуется отсутствием в отношении ее какой бы то ни было суверенной власти. Решением Суда ЕС был признан принцип прямого действия права ЕС на национальное право (англ. direct effect, фр. effet directe).
  5. Особый, дифференцированный порядок принятия и вступления в силу источников права ЕС, а также включения, содержащихся в них правовых норм в национальное право государств – членов ЕС. Дифференцированный порядок принятия и вступления в силу различных источников права ЕС обусловлен тем, что у них разные юридическая природа, характер, роль и назначение.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)