Транспортное право Европейского союза
В условиях экономической интеграции транспорт приобретает особую актуальность в ЕС, выступая в качестве одного из главных средств межгосударственного сотрудничества государств-членов ЕС.
Транспорт в первом из вышеуказанных значений подпадает под действие принципов общего рынка ЕС, гарантирующих свободу предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам на всей территории ЕС.
Компетенция ЕС в сфере транспорта:
- определение общих правил межгосударственных транспортных перевозок;
- определение условий предоставления транспортных услуг перевозчикам-нерезидентам в государствах-членах;
- определение транспортной безопасности;
- определение лицензионного порядка предоставления транспортных услуг (например, на железнодорожном транспорте) и др.
Общая транспортная политика ЕС осуществляется путем координации усилий государств – членов ЕС, что относится к предметам совместного ведения ЕС и государств – членов ЕС.
В Договоре о ЕС закреплена компетенция государств – членов ЕС в сфере регулирования собственных транспортных политик:
- запрет любой дискриминации в перевозках внутри ЕС (т.е. транспортные агентства не могут применять разные тарифы и разные условия перевозок);
- запрет использования всяких транспортных тарифов, содержащих
«элементы защиты» (льготы) для разных отраслей промышленности или сфер экономики.
Основные направления развития транспортной политики ЕС базируются на принципах либерализации и гармонизации, основы которых были заложены в так называемой «Белой Книге», принятой в Гетеборге в июне 2001 г., которая представляла собой сборник документов и предложений Европейской комиссии по упрочению связей между различными видами транспорта, предоставлению населению необходимых высококачественных и безопасных транспортных услуг и содержала около 60 разработок по развитию транспортной политики в странах ЕС, среди которых – план действий, направленных на улучшение качества транспортного парка ЕС с целью уменьшения его негативного воздействия на окружающую среду и предотвращения заторов на дорогах с одновременным сохранением экономических возможностей стран ЕС.
В настоящее время транспортная политика ЕС регулируется положениями раздела «Транспорт» Договора о ЕС и специальными нормами, которые устанавливают Европейский парламент и Совет ЕС, которые и образуют в системе права ЕС субинститут – транспортное право ЕС.
1. Автомобильный транспорт. Правовое регулирование перевозок автомобильным транспортом осуществляется в области лицензирования, профессиональных требований и трудовых отношений, налогообложения, стандартов безопасности. В сфере автомобильного транспорта отменена процедура прохождения пограничного контроля для автотранспортных средств.
В соответствии со специальной директивой о сближении законодательства государств – членов ЕС относительно страхования гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств и развитии страхования в этой области должны быть заключены соглашения между страховыми агентствами, существующими в каждом из государств – членов ЕС.
В результате этих соглашений каждое из агентств гарантирует соответствующее страховое возмещение убытков, причиненных в результате аварии транспортного средства в стране, где зарегистрировано предприятие перевозчика.
В ЕС существуют специальные программы совершенствования перевозок автомобильным транспортом:
- ITS (Intelligent Transport Systems) – применение инфокоммуникационных технологий (интеллектуальные светофоры, системы оповещения и т.д.);
- Car-pooling – инициативы по задействованию свободных мест в автомобилях (если в автомобиле больше одного человека, то ему открывается доступ на резервные (свободные) полосы в час-пик);
- Car-sharing – система небольших автомобильных парков, управляемых единым оператором (физические лица арендуют автомобили из этого парка по потребности;
- Parking management – система оптимизации нахождения подходящего свободного места для паркинга с помощью общей электронной сети;
- Cycling & walking – программа принудительной замены автомобилей на велосипеды и пешеходные зоны передвижения.
В транспортном праве ЕС существуют нормативные акты, регулирующие нормы выхлопов газов, уровень создаваемого шума, стандарты стекол заднего вида, виды сертификатов и систем тормозов, при этом результаты технических проверок автомобилей по данным стандартам должны признаваться во всех государствах – членах ЕС.
2. Железнодорожный транспорт. В большинстве стран ЕС железнодорожный транспорт является убыточным и финансируется государством. Однако преимущества данного вида транспорта (меньшее вредное воздействие на окружающую среду, повышенная безопасность, пунктуальность и др.) обеспечивают действие принципов общего рынка ЕС в данной сфере.
Нормативные акты ЕС, регулирующие железнодорожные транспортные перевозки, отменяют отдельные тарифные и нетарифные ограничения, создают единую структуру субсидирования и инвестиционной деятельности. Деятельность железнодорожного транспорта по праву ЕС подлежит лицензированию. Однако государства – члены ЕС самостоятельно развивают сети железных дорог и обеспечивают соблюдение стандартов безопасности своими железнодорожными предприятиями.
К основным направлениям политики ЕС в сфере железнодорожного транспорта относятся создание единой системы управления перевозками и поездами, коммуникационных и информационных сетей, общих методов эксплуатации и технического содержания подвижного состава, унифицированных тарифов на перевозки и др. Таким образом, в области железнодорожного транспорта унификация права ЕС проявляется в виде реализации метода гармонизации, а также создания единообразных норм гражданского права.
3. Воздушный транспорт. В праве ЕС – небольшое количество источников воздушного права, так как в основном правовой режим воздушных перевозок определяется международным правом (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. и др.).
Однако вторичным правом ЕС (регламенты) раскрывается принцип свободного предоставления услуг для воздушного права ЕС; устанавливается льготный режим слияний и картелей авиакомпаний; закрепляются правила об ответственности воздушных перевозчиков, установлении цен на авиабилеты, шумовых ограничениях к воздушным судам, посадочным полосам, унификации технических требований и административных процедур.
Непосредственное правовое регулирование воздушных перевозок в рамках ЕС осуществляется на основании регламентов о лицензировании транспортных авиакомпаний и о доступе транспортных авиакомпаний ЕС на авиалинии внутри ЕС. В соответствии с регламентами преимущественное владение и эффективный контроль над авиапредприятием должны осуществляться любым из государств – членов ЕС либо их гражданами и юридическими лицами.
Однако правовое регулирование воздушных перевозок, выполняемых авиапредприятиями ЕС за пределы ЕС, осуществляется на основании двусторонних соглашений государств – членов ЕС с третьими государствами.
В целях обеспечения безопасности авиаперевозок ЕС приняты регламенты, определяющие общие правила в сфере безопасности гражданской авиации и требования страхования для воздушных перевозчиков и операторов воздушного флота.
- Сотрудничество Европейского союза и России
- Петербургская декларация Европейского союза и Российской Федерации 2003 г
- Факторы партнерства Россия – Европейский союз
- Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г
- Экологическое право Европейского союза
- Социальное право Европейского союза
- Право конкуренции Европейского союза
- Корпоративное право Европейского союза
- Налоговое право Европейского союза
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу