Транспортное право Европейского союза

В условиях экономической интеграции транспорт приобретает особую актуальность в ЕС, выступая в качестве одного из главных средств межгосударственного сотрудничества государств-членов ЕС.

Интересно
В праве ЕС понятие «транспорт» рассматривается в качестве разновидности сервиса, т.е. предпринимательской деятельности по предоставлению услуг по перевозке товаров и/или грузов профессиональный транспорт), и в качестве средства передвижения, принадлежащего гражданам (предприятиям) на праве собственности (собственный транспорт.

Транспорт в первом из вышеуказанных значений подпадает под действие принципов общего рынка ЕС, гарантирующих свободу предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам на всей территории ЕС.

Компетенция ЕС в сфере транспорта:

  • определение общих правил межгосударственных транспортных перевозок;
  • определение условий предоставления транспортных услуг перевозчикам-нерезидентам в государствах-членах;
  • определение транспортной безопасности;
  • определение лицензионного порядка предоставления транспортных услуг (например, на железнодорожном транспорте) и др.

Общая транспортная политика ЕС осуществляется путем координации усилий государств – членов ЕС, что относится к предметам совместного ведения ЕС и государств – членов ЕС.

В Договоре о ЕС закреплена компетенция государств – членов ЕС в сфере регулирования собственных транспортных политик:

  • запрет любой дискриминации в перевозках внутри ЕС (т.е. транспортные агентства не могут применять разные тарифы и разные условия перевозок);
  • запрет использования всяких транспортных тарифов, содержащих
    «элементы защиты» (льготы) для разных отраслей промышленности или сфер экономики.

Основные направления развития транспортной политики ЕС базируются на принципах либерализации и гармонизации, основы которых были заложены в так называемой «Белой Книге», принятой в Гетеборге в июне 2001 г., которая представляла собой сборник документов и предложений Европейской комиссии по упрочению связей между различными видами транспорта, предоставлению населению необходимых высококачественных и безопасных транспортных услуг и содержала около 60 разработок по развитию транспортной политики в странах ЕС, среди которых – план действий, направленных на улучшение качества транспортного парка ЕС с целью уменьшения его негативного воздействия на окружающую среду и предотвращения заторов на дорогах с одновременным сохранением экономических возможностей стран ЕС.

В настоящее время транспортная политика ЕС регулируется положениями раздела «Транспорт» Договора о ЕС и специальными нормами, которые устанавливают Европейский парламент и Совет ЕС, которые и образуют в системе права ЕС субинститут – транспортное право ЕС.

1. Автомобильный транспорт. Правовое регулирование перевозок автомобильным транспортом осуществляется в области лицензирования, профессиональных требований и трудовых отношений, налогообложения, стандартов безопасности. В сфере автомобильного транспорта отменена процедура прохождения пограничного контроля для автотранспортных средств.

В соответствии со специальной директивой о сближении законодательства государств – членов ЕС относительно страхования гражданской ответственности при использовании автотранспортных средств и развитии страхования в этой области должны быть заключены соглашения между страховыми агентствами, существующими в каждом из государств – членов ЕС.

В результате этих соглашений каждое из агентств гарантирует соответствующее страховое возмещение убытков, причиненных в результате аварии транспортного средства в стране, где зарегистрировано предприятие перевозчика.

В ЕС существуют специальные программы совершенствования перевозок автомобильным транспортом:

  • ITS (Intelligent Transport Systems) – применение инфокоммуникационных технологий (интеллектуальные светофоры, системы оповещения и т.д.);
  • Car-pooling – инициативы по задействованию свободных мест в автомобилях (если в автомобиле больше одного человека, то ему открывается доступ на резервные (свободные) полосы в час-пик);
  • Car-sharing – система небольших автомобильных парков, управляемых единым оператором (физические лица арендуют автомобили из этого парка по потребности;
  • Parking management – система оптимизации нахождения подходящего свободного места для паркинга с помощью общей электронной сети;
  • Cycling & walking – программа принудительной замены автомобилей на велосипеды и пешеходные зоны передвижения.

В транспортном праве ЕС существуют нормативные акты, регулирующие нормы выхлопов газов, уровень создаваемого шума, стандарты стекол заднего вида, виды сертификатов и систем тормозов, при этом результаты технических проверок автомобилей по данным стандартам должны признаваться во всех государствах – членах ЕС.

2. Железнодорожный транспорт. В большинстве стран ЕС железнодорожный транспорт является убыточным и финансируется государством. Однако преимущества данного вида транспорта (меньшее вредное воздействие на окружающую среду, повышенная безопасность, пунктуальность и др.) обеспечивают действие принципов общего рынка ЕС в данной сфере.

Нормативные акты ЕС, регулирующие железнодорожные транспортные перевозки, отменяют отдельные тарифные и нетарифные ограничения, создают единую структуру субсидирования и инвестиционной деятельности. Деятельность железнодорожного транспорта по праву ЕС подлежит лицензированию. Однако государства – члены ЕС самостоятельно развивают сети железных дорог и обеспечивают соблюдение стандартов безопасности своими железнодорожными предприятиями.

К основным направлениям политики ЕС в сфере железнодорожного транспорта относятся создание единой системы управления перевозками и поездами, коммуникационных и информационных сетей, общих методов эксплуатации и технического содержания подвижного состава, унифицированных тарифов на перевозки и др. Таким образом, в области железнодорожного транспорта унификация права ЕС проявляется в виде реализации метода гармонизации, а также создания единообразных норм гражданского права.

3. Воздушный транспорт. В праве ЕС – небольшое количество источников воздушного права, так как в основном правовой режим воздушных перевозок определяется международным правом (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. и др.).

Однако вторичным правом ЕС (регламенты) раскрывается принцип свободного предоставления услуг для воздушного права ЕС; устанавливается льготный режим слияний и картелей авиакомпаний; закрепляются правила об ответственности воздушных перевозчиков, установлении цен на авиабилеты, шумовых ограничениях к воздушным судам, посадочным полосам, унификации технических требований и административных процедур.

Непосредственное правовое регулирование воздушных перевозок в рамках ЕС осуществляется на основании регламентов о лицензировании транспортных авиакомпаний и о доступе транспортных авиакомпаний ЕС на авиалинии внутри ЕС. В соответствии с регламентами преимущественное владение и эффективный контроль над авиапредприятием должны осуществляться любым из государств – членов ЕС либо их гражданами и юридическими лицами.

Однако правовое регулирование воздушных перевозок, выполняемых авиапредприятиями ЕС за пределы ЕС, осуществляется на основании двусторонних соглашений государств – членов ЕС с третьими государствами.

В целях обеспечения безопасности авиаперевозок ЕС приняты регламенты, определяющие общие правила в сфере безопасности гражданской авиации и требования страхования для воздушных перевозчиков и операторов воздушного флота.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)