Соглашение о партнерстве и сотрудничестве 1994 г

Отношения России и ЕС в настоящее время строятся на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенного 24 июня 1994 г. на о. Корфу (Греция). Федеральное Собрание РФ ратифицировало соглашение в ноябре 1996 г. Соглашение вступило в силу с 1 декабря 1997 года после прохождения им ратификации в Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов ЕС (последней соглашение ратифицировала Германия). Соглашение изначально имело срок действия 10 лет, который после 2007 г. автоматически продлен.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве основано на принципах и задачах, разделяемых обеими сторонами:

  • содействие международному миру и безопасности;
  • поддержка демократических норм и политических и экономических свобод;
  • укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей;
  • создание зоны свободной торговли между ЕС и Россией.

Все вопросы двустороннего сотрудничества ЕС – Россия обсуждается на саммитах ЕС – Россия, проводимых каждые шесть месяцев (1 раз – в России, 1 раз – в Западной Европе).

Положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве охватывают широкий круг вопросов:

  • политический диалог;
  • торговля товарами и услугами;
  • бизнес и инвестиции;
  • финансовое и законотворческое сотрудничество;
  • наука и техника;
  • образование и обучение;
  • сотрудничество в энергетике,
  • сотрудничество в ядерной отрасли,
  • сотрудничество в космосе;
  • экология;
  • транспорт;
  • культура;
  • сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве устанавливает институциональную основу для диалога между Россией и ЕС, который проводится на следующих уровнях:

  1. На министерском уровне в рамках Постоянного Совета партнерства, позволяющего министрам встречаться так часто, когда в этом есть необходимость, и в самых разных форматах для обсуждения конкретных вопросов.
  2. Между парламентариями в рамках Комитета парламентского сотрудничества между Европейским парламентом и Государственной думой Федерального Собрания РФ. Комитет возглавляется двумя сопредседателями: членом Европейского парламента и Заместителем Председателя Государственной думы Федерального Собрания РФ.
  3. Между старшими должностными лицами обеих сторон на ежегодных заседаниях Комитета сотрудничества и на экспертном уровне на заседаниях подкомитетов Соглашение о партнерстве и сотрудничестве.
  4. Политический диалог осуществляется на встречах «тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров, ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при ЕС в Брюсселе с «тройкой» Комитета по политике и безопасности и на экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.

В Тройку ЕС входят должностные лица страны – Председателя ЕС, следующей страны – Председателя ЕС, Европейской Комиссии и Секретариата Совета ЕС. Таким образом, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве предусматривает общую схему взаимодействия и сотрудничества между Россией и ЕС на постоянной основе по всему спектру вопросов.

В дополнение к общей структуре взаимодействия для более эффективного сотрудничества в определенных областях Соглашение о партнерстве и сотрудничестве предусматривает возможность и/или необходимость заключения специальных дополнительных соглашений. Такие соглашения представляют собой так называемую Систему соглашений на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

На данный момент в данную Систему соглашений входят 5 двусторонних соглашений:

  • Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998 г.
  • Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г.
  • Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г.
  • Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001 г.
  • Соглашение между РФ и ЕОУС о торговли некоторыми изделиями из стали 2002 г.

В ноябре 2003 г. в Риме было подписано Соглашение о сотрудничестве между РФ и Европейской полицейской организацией (Европол), и некоторые специалисты включают данное соглашение наряду с другими соглашениями в Систему соглашений на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Следует согласиться с данным мнением только с точки зрения общего характера сотрудничества между Россией и ЕС, но в строго юридическом смысле вряд ли можно считать оправданным включение данного Соглашения в Систему соглашений на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Это связано с тем, что Европол на сегодняшний день является международной межправительственной организацией, хотя и созданной в рамках ЕС и открытой для участия всех государств – членов ЕС.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве является важным правовым документом, правовой основой, оформляющей отношения между РФ и ЕС в различных сферах жизни, и, безусловно, это важный политический шаг к сотрудничеству и взаимному развитию.

Результатами подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве являются следующие ключевые факты:

  1. В РФ созданы основы рыночной экономики и политической демократии.
  2. В рамках ЕС построен экономический и валютный союз, введена единая валюта – евро, число государств – членов ЕС увеличилось и продолжает увеличиваться.
  3. Созданы механизмы общей внешней политики и общей политики безопасности и обороны.
  4. Отношения между РФ и ЕС стали повседневной практикой. Такое состояние следует характеризовать как «стратегическое партнерство», «тесное партнерство», «продвинутое партнерство» (англ. cohesion artnership).
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)