Социология как наука: объект и предмет исследования, место в системе знаний о человеке

Воспитание, представляющее собой, согласно энциклопедическому словарю1, процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности, изучается многими науками Среди них, в первую очередь, следует отметить педагогику (греч. paidagogike: pai; paidos – дитя + ago – веду, воспитываю)

Действительно, педагогика как наука о воспитании человека в непосредственной связи с образованием и обучением изучает сущность, цели, задачи и закономерности образовательно-воспитательного воздействия на людей для достижения устойчивых социально значимых изменений в их сознании и поведении. Этот процесс взаимодействия субъекта (педагога) и объекта (воспитуемые, обучаемые) осуществляется в определенных условиях (класс, аудитория и т.п.) с помощью специальных приемов и методов.

Конечно, такой подход рассчитан прежде всего на профессионалов – учителей, преподавателей, воспитателей, т.е. людей, работающих в учебно-воспитательных заведениях. Однако отметим, что подобное сосредоточение процесса воспитания в рамках этих заведений таит в себе опасность отрыва от динамичных изменений, протекающих за их стенами.

В изучении процесса воспитания педагогика тесно взаимодействует с психологией (греч. psyche – душа + logos – учение), исследующей, каким образом ощущения, восприятия, мысли, чувства, воля и другие элементы психики (сознания) человека влияют на его поведение. Знание психологии расширяет возможности целенаправленного воздействия на человека для изменения его поведения. Именно эти возможности в значительной степени и являются предметом исследования воспитания наукой “Психология”.

Значительное место в разработке проблем воспитания занимает философия (греч. phileo – люблю + sophia мудрость). Рассматривая воспитание в широком смысле как воздействие общества на развивающегося человека, философия определяет наиболее общие ориентиры этого процесса в виде закономерностей развития природы, общества и самого человека Философское понимание воспитания предполагает в качестве цели способствование развертыванию у воспитанников проявляющихся дарований или сдерживание каких-либо задатков в соответствии с идеалом воспитания.

Философский подход позволяет интегрировать знания частных наук о воспитании. В свою очередь, универсальность философского понимания воспитания реализуется в конкретике частных наук. По-видимому, объединение усилий общетеоретических и частных наук в исследованиях воспитания3 все и большей степени соответствует требованиям современной науки.

Подобную возможность объединения общетеоретического и конкретного уровней исследования воспитания представляет социология (лат. soci(etas) – общество + греч. logos – учение) – наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия этих общностей, а также общностей и личности. Из приведенного определения следует, что такое социальное отношение между личностью, общностями и обществом, как воспитание, обязательно попадает в сферу исследования этой науки.

Социологию интересует социальная сторона воспитания: как благодаря воспитанию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные социальные роли в обществе.

Как видим, все рассмотренные науки изучают процесс воспитания, или, другими словами, воспитание является объектом исследования философии, педагогики, психологии, социологии и в какой-то степени других наук. Это позволяет на основе знания указанных наук составить наиболее полное, интегрированное представление о сущности воспитания и его закономерностях.

В то же время для обеспечения этой полноты каждая наука углубленно исследует какую-то одну часть, сторону, аспект воспитания. Этот аспект и составляет предмет каждой из наук, определяя проблематику – философские, психологические, педагогические, социологические проблемы воспитания.

Социологию в воспитании интересуют его социальные характеристики, влияние на этот процесс социальных институтов, а также социальной макро- и микросреды.

Социологическая дисциплина, предметом которой являются указанные социальные стороны воспитания, называется социологией воспитания. Она занимает конкретное место в общей системе социологических знаний.

Социологию как систему социологических знаний можно представить в виде трехуровневого образования (критерием выделения уровней могут служить типы и уровни социальной общности как субъекта социальных отношений, а также характеристики самих отношений):

  • первый уровень – общесоциологический (общетеоретический);
  • второй уровень – специальные (частные) социологические теории;
  • третий уровень – эмпирические социологические исследования.

Первый, общесоциологический, уровень охватывает наиболее общие законы и закономерности функционирования и развития таких социальных общностей, как общество в целом, человечество. В таком контексте социология может рассматриваться как методологическая база не только второго и третьего уровней социологических исследований, но и других гуманитарных наук.

Такое понимание роли социологии в системе знаний имеет особое значение сегодня, когда теория марксизма-ленинизма утратила свои позиции “единственно правильной” научной теории об обществе.

Действительно, ведь речь идет не просто о замене одних теоретических концепций на другие, более современные (что вполне естественно в развивающемся обществе), а о принципиальной смене подхода к исследованию общества и формированию системы научных знаний об окружающей социальной действительности.

На смену пониманию в качестве главной (а нередко и единственной) функции общественных наук – объяснение и обоснование правильности принимаемых коммунистической партией решений, подтверждение действенности их выполнения в ходе построения коммунистического общества в отдельно взятой стране – с необходимостью должно прийти осознание важности познавательной и прогнозирующей функции всякой науки об обществе.

То есть речь идет, с одной стороны, о познании и адекватном отражении в общественном сознании закономерностей и тенденций функционирования и развития общества, в котором мы живем, а с другой, о социальном управлении этим обществом на основе достоверных знаний о направленности и характеристиках процессов в тех или других сферах общественной жизни

С таких позиций теоретическая социология может рассматриваться как наука о законах развития человеческого общества, объединяющая ряд концепций, подходов к объяснению социальных механизмов этого развития.

Не вдаваясь в изложение всех этих подходов, обозначим основные из них:

  1. Социокультурный (культурно-исторических типов) основным в тенденциях развития общества предполагающий существование в нем различных культур своеобразно проходящих в своем развитии общие этапы (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.).
  2. Формационный, признающий единый путь развития для всех народов через смену общественно-экономических формаций, определяемых способом производства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).
  3. Цивилизационный, в соответствии с которым важнейшим фактором развития человеческого общества является тот тип цивилизации, на котором находится общество в данный исторический период развития.

Каждый из указанных подходов в определенной степени ограничен, имеет как достоинства, так и недостатки, но в совокупности они отражают ряд наиболее общих закономерностей общественного развития, “работающих” в тех или иных конкретно-исторических условиях и достаточно адекватно отображающих разнообразные стороны жизни общества. В сложном переплетении и взаимодействии этих закономерностей отражена палитра процессов и тенденций, протекающих в любом обществе. Это позволяет опираться на них как на методологическую базу при исследовании социальной жизни в нашем обществе.

Понятно, что эффективность применения названных выше подходов требует высокого профессионализма исследователей. Думается, что определенный уровень знаний в области теории социологии необходим для того, чтобы, опираясь на них, уметь составлять адекватное и целостное представление о социальных процессах и тенденциях, происходящих в окружающем мире, в том числе и в процессе воспитания.

Переходя к рассмотрению второго уровня социологических знаний – специальные (частные) социологические теории, или теории среднего уровня, – важно отметить, что их методологической основой служит теория социологии первого уровня. На ее базе исследуются относительно самостоятельные социальные общности (социально-структурные, этнические, территориальные и др.), социальные институты (семья, школа, государство и т.д.), социальные процессы (труд, досуг, образование, воспитание, социальные перемещения и проч.).

При этом анализируются не только проявления наиболее общих закономерностей в этих частных социальных подсистемах, но и выявляются свои, присущие именно этим подсистемам закономерности. Социологическая ин формация, которая “снимается” на этом уровне, используется для ориентирования социального управления в ряде сфер общественной жизни.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес для учителя, на наш взгляд, могут представлять следующие:

  • социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания – наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды;
  • социология семьи, исследующая закономерности функционирования этого важного социального института;
  • социология свободного времени – отрасль знаний о деятельности, социальных отношениях и ориентациях людей в сфере досуга;
  • социология молодежи и социология личности – теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение социализации и адаптации человека, процессов, вбирающих в себя систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умения вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволит оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и перегрузок.

И, наконец, – эмпирические социологические исследования социальных фактов. Предметом изучения здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей.

Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверить в конкретных условиях действие тех или иных закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных фактов определять тенденции развития такого социальной процесса, как воспитание, выявлять проблемы, формировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Полученные социологические знания помогают прежде всего расширить возможности познания воспитуемого – субъекта социальных отношений и процессов, одного из главных действующих лиц социализации и воспитания. Овладение методикой проведения конкретных социологических исследований даст возможность осуществлять эффективную связь в воспитательном процессе, оперативно отслеживать его эффективность, вносить необходимые коррективы.

Использование социологической информации о социальных процессах и тенденциях в окружающей жизни позволит конкретизировать взаимодействие институтов воспитания с окружающей социальной средой, систематически отражать эти тенденции в управлении воспитанием.

Таким образом, социологию воспитания следует рассматривать как специальную социологическую теорию (среднего уровня), изучающую общественное воспитание как вид социальных отношений в совокупности его социальных характеристик. Объектом изучения этой науки является воспитание, люди, в нем участвующие, субъект-объекты воспитания. То есть, воспитание изучается социологией с позиций его социальной природы. Такой аспект изучения воспитания позволяет в качестве предмета социологии воспитания выделить социально-воспитательные отношения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)