Специфика применения социологических методов при исследовании воспитания

В социологических исследованиях такого сложного и многогранного социального явления, как воспитание, задействованы практически все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ документов. Однако следует отметить, что:

  • ими не исчерпывается весь арсенал социологических методов, используемых при изучении воспитания (вернемся к этому далее);
  • эти методы имеют особенности в применении к исследованию воспитания;
  • значимость (рейтинг) методов, активность их использования и результативность при исследовании в сфере воспитания отличаются от соответствующих показателей исследования других сфер социальной жизни.

Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод наблюдения.
Наблюдение, как известно, представляет собой метод сбора первичной социологической информации об исследуемом объекте – воспитании – путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий (единиц наблюдения), значимых с точки зрения целей исследования. К достоинствам этого метода, имеющим особую значимость для исследования воспитания, обычно относят:

  • одновременность события и его наблюдения, что дает возможность восприятия поведения людей в реальных условиях и снятия таким образом оперативной информации;
  • целостное восприятие учебно-воспитательной ситуации как бы “со стороны” в процессе наблюдения, что обеспечивает единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации, расширяет возможности интуиции наблюдателя в понимании и объяснении явлений. При этом получаемые данные, как правило, носят объективный и конкретный характер;
  • зависимость получаемых данных от установок наблюдателя, что позволяет полнее использовать его исследовательский опыт, обоснованность позиций в восприятии и оценке фактов. Однако в этой связи предъявляются повышенные требования к профессиональным и личностным качествам наблюдателя;
  • возможность как бы “настроить” объект на выявление проблем, их анализ, демонстрацию возможностей в силу определенного влияния наблюдателя на объект. Тем самым последний приближается к условиям экспериментальной ситуации;
  • независимость наблюдения от способностей, знаний или готовности наблюдаемого дать достоверный ответ. Оно не требует активного сотрудничества испытуемого с исследователем, при нем реже отмечается сопротивление наблюдению;
  • влияние объекта на наблюдателя, на его восприятие ситуации, что помогает последнем}’ полнее идентифицироваться с ценностями и целями группы, точнее понять смысл действий, поведение наблюдаемых.

Важно иметь в виду, что для реализации достоинств метода наблюдения нужно соблюдать ряд требований к его проведению. К основным требованиям при проведении наблюдения обычно относят: умение четко “и однозначно поставить вопрос, на который наблюдатель ищет ответ; невмешательство в деятельность исследуемых и нейтральность

По отношению к изучаемому явлению; плановость наблюдения; целенаправленность, выраженная в предварительной проработке цели, форм и приемов проведения наблюдения; способность разложить процесс восприятия на этапы, умение сопоставлять факты и делать умозаключения, не привнося дополнительной информации и не подменяя факты их оценочной характеристикой; своевременность записи результатов наблюдения.

Проведению результативного наблюдения способствует представление о типичной структуре наблюдаемой ситуации, включающей в себя примерный перечень значимых элементов, свойственных всем наблюдаемым ситуациям.26

В этот перечень входят:

  • наблюдаемые;
  • обстановка; в
  • цель деятельности группы;
  • социальное поведение;
  • частота и продолжительность наблюдаемой ситуации.

Применительно к наблюдению явлений воспитания Р.Г.Гурова к таким значимым элементам (моментам), которые необходимо учитывать, относит:

  • участников – взрослых и детей (их краткая характеристика);
  • формы взаимодействия между ними, средства влияния взрослых на детей, виды деятельности детей;
  • взаимоотношения между взрослыми и детьми, между самими детьми, последствия установившихся взаимоотношений;
  • повторяемость тех или иных явлений;
  • отклонения от обычного поведения;
  • противоречия в словах и поступках;
  • индивидуальные особенности взрослых и детей.

Подобная схема служит опорой исследования и при необходимости конкретизируется и дополняется в соответствии с целями и задачами, интересующими исследователя. Цели и задачи зачастую определяют и выбираемый вид наблюдения.

В социологической литературе различают следующие виды наблюдений, применяемых в сфере воспитания:

  • систематическое;
  • простое;
  • включенное;
  • невключенное;
  • кратковременное;
  • длительное.

Систематическое наблюдение проводят регулярно в течение определенного периода. При этом не ограничиваются впечатлениями наблюдателя, а сопровождаются различными средствами контроля с помощью статистических данных, данных опросов, магнитофонных записей и проч.

Несистематическое, простое наблюдение носит эпизодический, а нередко и случайный характер, когда наблюдать приходится незапланированное явление, неожиданную ситуацию.

В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации различают включенное и невключенное наблюдение. В первом случае социолог непосредственно включен в изучаемый воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми. Иногда он соблюдает инкогнито, а иногда, участвуя в жизни социальной группы, не скрывает исследовательских целей.

В социологической практике известны примеры использования метода включенного наблюдения для изучения жизни группы трудных подростков, наблюдения за деятельностью и развитием неформальных групп, в частности, рокеров, и в других случаях. Характерно, что в этих случаях “взгляд изнутри” был одним из наиболее эффективных методов понять интересы и мотивы поведения ребят, помочь им пройти трудные периоды социализации.

Метод включенного наблюдения нередко применяется для исследования в школе, когда педагог – научный сотрудник работает там учителем. При этом его роль для учащихся, а нередко и для учителей остается скрытой. В этом случае удается сохранить естественность поведения детей и преодолеть настороженное отношение к наблюдению за своей работой преподавателей. Однако чаще всего исследователи не скрывают своей цели от учителей, и те к этому постепенно привыкают.

Невключенное наблюдение не предполагает общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми. Оно может носить опосредованный характер при использовании технических средств – кино, телевидения и т.д.

Наблюдения за воспитательным процессом могут быть кратковременными и длительными. В первом, случае речь идет, например, о наблюдении в течение 1-2 часов за взаимоотношениями детей в группе пионерлагеря или в неформальной дворовой группе. К длительным наблюдениям относятся, например, монографические исследования, при которых один объект (группа воспитуемых) глубоко и скрупулезно обследуется на протяжении ряда лет.

Как видим, наблюдение – достаточно надежный и эффективный метод исследования процесса воспитания. Но наряду с указанными выше достоинствами ему свойственны и определенные недостатки, ограничивающие его применение. Одним из них прежде всего является локальность, частный характер наблюдаемой воспитательной ситуации. Ее практически невозможно повторить для дополнительного исследования.

Метод наблюдения мало пригоден для получения достоверных данных о целях и мотивах поведения, что существенно ограничивает его применение для исследования воспитательных ситуаций. К тому же с его помощью трудно выделить признаки этой ситуации. А в случае недостаточности характеристик возможны значительные субъективные искажения и ошибки в регистрации признаков наблюдаемой ситуации.

На результатах исследования может негативно отразиться и зараженность наблюдателя стереотипами группы в наблюдаемом объекте. Забвение недостатков, переоценка достоинств метода наблюдения нередко приводят к ошибкам в его использовании.

Типичными ошибками при наблюдении бывают такие:

  1. Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.
  2. Признаки, выделенные для наблюдения, не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.
  3. Отсутствие ограничений на условия наблюдения сталкивает наблюдателей с малосравнимыми ситуациями.
  4. Ограниченность наблюдения категориями лишь одного типа: оценочного или описательного.
  5.  Вследствие терминологической двусмысленности попадание в одну и ту же категорию наблюдений различных классов признаков.
  6. Трудности регистрации признаков из-за неподготовленности методических документов.
  7.  Ошибки, вызываемые некачественным подбором и инструктажем наблюдателей.
  8. Ненастроенность аудиовизуальных средств наблюдения на его процедуру.

Качество и эффективность метода наблюдения во многом зависят также от правильной фиксации результатов (протоколирования).
Наиболее распространенным методологическим документом для фиксации результатов наблюдения при исследовании воспитания считается дневник наблюдателя. В него систематически заносятся не только сведения об объекте (факты поведения, высказывания и т.д.), но и о собственных оценках и действиях в ходе наблюдения.

Для регистрации признаков наблюдения в строго формальном виде используются карточки наблюдения. Как правило, информация в них кодируется. Одной из форм являются личные карточки, заполняемые на отдельных учащихся. С их помощью исследуются личные качества наблюдаемых, межличностные отношения и статусно-ролевое распределение в коллективе, возникновение неформальных групп.

Комбинированная регистрация результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах осуществляется в протоколе наблюдения. Главными требованиями к его ведению являются: оперативность, регулярность, точность, информативность, лаконичность и аккуратность.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания со всеми другими социологическими методами. Хороший эффект дает его применение совместно с методом опроса.

Опрос, как известно, представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов второго на вопросы, заданные первым, вытекающие из целей и задач исследования.
Основными разновидностями опроса являются анкетирование, интервью и экспертный опрос.

Анкетирование в исследованиях процесса воспитания применяется для сбора информации о формах организации учебы и досуга, мотивах учебы, удовлетворенности ее условиями, характере социально-психологического климата в учебных группах и т.д. Эффективность анкетирования зависит от выполнения требований, предъявляемых к анкете и к анкетеру.

Анкеты должны удовлетворять следующим требованиям:

  • минимально необходимое количество вопросов;
  • размещение вопросов по линии усложнения от начала к середине и облегчения от середины к концу;
  • четкая и однозначная формулировка вопросов, придание им привлекательной формы, вызывающей интерес опрашиваемых .

От анкетера требуются:

  • добросовестность, исполнительность, компетентность в исследуемой проблематике;
  • организаторские способности, позволяющие создать оптимальные условия для проведения опроса;
  • деловитость, располагающая респондентов (анкетируемых) к сотрудничеству;
  • коммуникабельность и высокая культура общения, умение создать доверительную обстановку во время опроса.
К достоинствам анкетирования относят возможность получения значительного объема эмпирической информации в короткий срок, ее анонимность, к недостаткам – невозможность проконтролировать ситуацию ответа, его самостоятельность и полноту.

Преодолеть указанный недостаток помогает метод интервью, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личной беседы интервьюера с респондентом по специально составленному вопроснику. Эффективность этого метода в полной мере зависит от качеств интервьюера, его специальных знаний, психологического такта и умения вести беседу, от продуманности вопросов и умения их формулировать, вызывая отвечающего на откровенность, от умения отбирать в ответах ценную для исследования информацию.

Преимущество интервью – возможность уточнять ответы, корректируя содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты сказанного. Это позволяет получать более глубокую и полную информацию.

Среди недостатков этого метода – высокие требования к интервьюеру и его значительное субъективное влияние на интерпретацию ответов. Одним из современных видов метода интервью являются фокусированные групповые интервью, возникшие в США в середине XX века. Они представляют собой дискуссию индивидов с целью получения информации об их ожиданиях, отраженных в их индивидуальном социальном опыте по отношению к исследуемой проблеме.

Фокусированное групповое интервью отличает, в первую очередь, дискуссионный характер, придающий ему гибкость, стимулирующий расширение взгляда на предмет исследования. Фокусированный характер дискуссии определяется предварительным уведомлением опрашиваемых о ее теме, логике и форме.

Это позволяет воспринимать мысли участников как в вербальном, так и в невербальном контексте дискуссии, в ходе которой возможны изменение и коррегирование мыслей участников. К тому же возникающая в ходе дискуссии групповая интеракция дает возможность исследователю получить информацию не только о том, что люди думают по поводу исследуемой проблемы, но и почему они так думают.

Требование ведущего подкреплять высказывания фактами из социального опыта исследуемых придает суждениям аргументированный характер и позволяет судить об их мотивации. Эта особенность фокусированного группового интервью послужила основанием для его широкого использования в маркетинговых исследованиях. Вместе с тем преимущества этого метода делают его вполне применимым для групповых интервью с семьей, группой учащихся, в неформальной группе.

Экспертный опрос предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) по исследуемому вопросу. Этот метод применяется, когда необходимо составить прогноз тенденций развития социально-воспитательных процессов в учебном коллективе, оценить достоверность данных массовых опросов или провести аттестацию работников воспитания. Он предусматривает такие способы подбора экспертов:

  • на основе аттестации;
  • экспериментальный с помощью тестов (проверка эффективности выполнения роли эксперта);
  • самоопределение (приглашение высказаться по проблеме, обращенное к аудитории);
  • перманентный (рекомендации других экспертов);
  • по объективным данным (должность, стаж, образование, профессиональная направленность и др.).

Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, “мозговые атаки”, деловые игры. При проведении социологических исследований иногда используются и психологические методы: тестирование, социометрия и прочее.

Социометрия, удачно дополняя метод наблюдения в ходе бесед с учащимися, позволяет скорректировать эффекты так называемого “переломного сознания” – недооценки себя “лидерами” и переоценки своих достоинств “отверженными”.

В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить социально-психологические взаимоотношения в ней. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением в ней пользуются ее члены.

Устанавливая, кто и в какой степени симпатичен (от очень до несимпатичен) каждому из членов группы, составляют количественный ряд отношений этого человека ко всем другим. Обычно определяют уровни предпочтительности (выбора) для различных видов деятельности (учеба, отдых, работа и т.п.) и составляют социометрическую матрицу – таблицу количества и адресов выбора каждого каждым.

Среди достоинств социометрического метода практики-исследователи в сфере воспитания отмечают следующие возможности:

  • наглядно раскрыть структуру внутриколлективных связей и отношений, определить общий уровень сплоченности и общительности учащихся, выявить отдельные группировки, “отверженных” и лидеров;
  • сравнить формальный и “истинный актив класса, группы, коллектива;
  • выяснив привлекательные для окружающих черты лидера, определить содержание ценностей, которые существуют в группе, уточнить критерии социально-психологических предпочтений;
  • выявить степень несовпадения мнений учителей и учащихся об одних и тех же школьниках. По данным Р.Г.Гуровой, совпадение не превышает 40%31;
  • эффективной индивидуальной работы, особенно с “трудными” или с
    “отверженными”;
  • исследования при повторных социометриях развития коллектива, динамики изменения социально-психологического климата в нем;
  • использовать социометрию для формирования учебных и трудовых коллективов, групп для отдыха, творческих занятий и т.п. (практическая значимость метода).

Отмечая эти достоинства, не следует забывать и о недостатках. Главным из них считают то, что метод лишь фокусирует, фотографирует картину существующих взаимоотношений, не давая материала для их причинного объяснения. С этим связаны некоторые трудности при его использовании.

Прежде всего, сложно вычленить показатели для оценки взаимоотношений и критериев выбора. Социометрические данные несут в себе информацию не только об имеющихся, но и о желаемых отношениях. К тому же при выборе происходит корреляция черт как самого объекта выбора, так и выбирающего.

Анализ документов применяется практически во всяком социологическом исследовании, но, как правило, в сочетании с другими методами. Прежде, всего обозначается весь круг документов, которые будут использованы, определяется их ценность и надежность. При отборе документов, руководствуются целью и задачами исследования, используя все многообразие их видов и типов.

Из официальных документов, создаваемых государственными учреждениями, организациями и комиссиями, анализируют относящиеся к теме исследования указы и постановления правительства; директивные и плановые документы министерств и ведомств, приказы и распоряжения администрации; планы работы и отчеты советов школ и общественных организаций; протоколы собраний, различных комиссий; списки премируемых, нуждающихся в жилье, детских учреждениях; материалы стенной и многотиражной печати; сигнальные листы; личностные документы (карточка по учету кадров, анкета, служебная характеристика, автобиография). Они отражают общественные связи и коллективные точки зрения.

Личностную сторону общественного сознания, представления об интимных оценках событий и мотивах работников отражают неофициальные документы. К ним относятся мемуары, письма, фотографии, кинопленки, жалобы, заявления, т.е. документы, создаваемые по инициативе самих работников.

Среди рукописных и печатных документов выделяют архивные документы как постоянного, так и временного хранения. Особый интерес для социолога представляет текущая документация, накапливающаяся и хранящаяся в архивах школ и отделов образования. Общую информацию, а также информацию по определенным социальным группам, явлениям и процессам можно получить из материалов прессы.

Важнейшим источником социологической информации являются специальные документы, которые составлялись непосредственно для проводимого ранее социологического исследования. Речь идет об анкетах, тестах, протоколах наблюдения, записях самонаблюдения, данных экспериментов. В то же время полезной может оказаться и информация из косвенных источников – справочных изданий, литературно-публицистических произведений, учебно-педагогической и другой литературы.

Следует различать первичные и вторичные документы. Первичные содержат описание непосредственно изученной социальной действительности: конкретных ситуаций, деятельности отдельных людей и организаций. К ним относятся отчеты конкретных социологических исследований, дневники, протоколы собраний, стенограммы заседаний и т.п. Первичные документы ценны богатой фактуальной информацией.

Вторичные документы составляются путем обобщения, аналитического анализа первичных документов. К ним относятся монографии, учебные пособия, статьи, обзоры и т.н. Они отражают более глубокие социальные связи.
Среди методов анализа документов выделяют обычно два основных: традиционный и качественно-количественный.

Традиционный основывается на анализе материала, логики текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. При этом выясняется как подлинность и обстоятельства написания документа, так и прояснение содержания документа, выявление детерминирующих его происхождение социальных факторов.

Количественно-качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой. Этот метод (его называют еще контент-анализом) применяется в тех случаях, когда требуется высокая точность или объективность анализа, затруднено непосредственное использование материала из-за его большого объема, налицо повторяемость и документах понятий, имеющих значение для исследования.

Проведенный по одной и той же тематике через определенные промежутки времени контент-анализ позволяет представить тенденции изменений в идеях и методах воспитания с точки зрения их популярности в общественном мнении. Таким образом можно выявить злободневность тех или иных направлений воспитания, учесть их в исследовательской проблематике.

При анализе документов рекомендуется пользоваться приемами, повышающими отбор более достоверной информации. А именно:

  • различать описание событий и оценку этих событий;
  • анализировать намерения составителей документа, прогнозируя их возможные интересы;
  • отдавать предпочтение при отборе первичным документам перед вторичными, личным перед безличными, официальным перед неофициальными в силу их большей достоверности;
  • выяснять и уточнять основания классификации группировок данных, которые встречаются в документах;
  • уяснять общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности или способствовала смещению информации.

Социальный эксперимент – это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Его предназначение – определение действенности внедряемых форм и методов воспитания, апробация новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверка гипотез социологических исследований. Дает социальную информацию об изменениях поведения воспитуемого под воздействием различных факторов.

К преимуществам социального эксперимента относят возможности полнее учитывать степень влияния факторов на объект исследования, точнее разделять воздействие отдельных факторов, оставляя неизмененными остальные, выделять типичные последствия воздействия факторов за счет многократного повторения опыта. Указанные преимущества связаны с тем, что исследователь активно влияет на протекание изучаемых процессов.

Применительно к исследованию процесса воспитания этот метод очень часто реализуется в виде социолого-педагогического эксперимента. Его ведущим признаком является изменение, вносимое исследователем в социальные аспекты практики воспитания. При достаточно полной реализации преобразующего созидательного потенциала этого метода в ходе его применения может возникнуть и быть изученной новая реальная модель общественно- воспитательной практики.

В исследовательско-педагогической практике выделяют такие основные виды социолого-педагогического эксперимента:

  • собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание подрастающего поколения;
  • психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях;
  • экономико-педагогический эксперимент, при котором изучается влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание;
  • правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.

Проведение каждого из указанных видов эксперимента связано с рядом трудностей общего характера. Самая большая из них связана с невозможностью охватить контролем действие какого-либо одного фактора из-за подверженности воспитания одновременному действию многих факторов.

Поэтому в исследованиях приходится ограничивать число контролируемых “переменных до нескольких самых важных, пренебрегая влиянием других, что снижает уровень достоверности исследования. Не менее важно не допустить никаких вредных последствий для участников эксперимента.

Трудно решается проблема неестественного поведения людей, включенных в эксперимент. В то же время сознательное сокрытие от людей их участия в эксперименте связано с нарушением правовых и этических норм. Усложняют проведение эксперимента требования к размеру исследуемых групп, которые не должны быть слишком большими для обеспечения глубины контроля за изменяемым фактором.

И, наконец, серьезная трудность возникает с уравниванием экспериментальной и контрольной групп. Для ее преодоления при использовании метода парного выравнивания таких групп, Эдвин Пауэре и Хелен Витмер (США)32, например, затратили более восьми месяцев на подбор двух групп по 375 человек из членов исследуемых пар. Группы формировались из несовершеннолетних правонарушителей (делинквентов) для проверки эффективности отдельных методов перевоспитания.

Представление об объеме и сложности проделанной работы дает перечень шести основных параметров, но которым формировались подбираемые пары: физическое здоровье, возраст, уровень развития интеллекта, коэффициент эмоциональных проявлений и внутренних напряжений личности, степень вероятности развития личности в сторону делинквентного поведения, семья подростка и район, где он вырос.

Общим предостережением для проводящих эксперимент должно быть осознание, что несоблюдение меры вмешательства исследователя в исследуемый процесс может нарушить естественность его протекания, привести к серьезным искажениям картины исследования.

И в заключение отметим, что эффективность рассмотренных методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, комбинированным применением тех или иных методов, наиболее соответствующих целям и условиям работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)