Социологические исследования как источник достоверной социальной информации о социально-воспитательных отношениях

Социологические методы исследования все чаще применяются для изучения проблем воспитания. Этот факт отмечают и сами педагоги. Чем вызвано более активное применение этих методов в сфере воспитания? Отличается ли их использование в этой сфере от традиционно применяемых в социологии? К размышлению над этими и другими вопросами приглашает данная лекция.

Ответ на первый вопрос вытекает из понимания социального характера воспитания. Именно социальная природа воспитания требует использования для изучения этих проблем адекватных методов исследования – социологических.

Действительно, как, например, скорректировать воспитательные задачи с учетом коренных перемен в жизни общества, вызванных переходом к рыночным отношениям, без использования социологических исследований? Или как без них учесть влияние на процесс воспитания не только школьной обстановки, но и такой динамичной в наше время окружающей внешкольной микросреды?

Каким образом без их использования “замерить” и уточнить результаты воспитательной работы, проявляющиеся в уровне социализации молодежи, усвоении социальных норм и ценностей? Ответ на эти вопросы очевиден для специалистов: без применения социологических методов исследования решить перечисленные и многие другие воспитательные задачи очень трудно.

Анализ практики воспитательной работы позволяет выделить наиболее перспективные направления применения социологических исследований в воспитательной работе.

Среди них такие:

  • Конкретизация требований современного общества к воспитанию подрастающего поколения, выражающихся в выработке целей и задач воспитания, в моделировании результатов процесса воспитания. Речь идет прежде всего об адекватном представлении ближних и дальних перспектив развития нашего общества, прогнозировании состояния социальных отношений в различных сферах общества с учетом направленности общественных преобразований. Адаптивность вступающего в жизнь молодого человека, его готовность к эффективному освоению новых жизненных ситуаций, преобразованию и развитию на этой основе общества, в котором он живет, становится ведущим качеством воспитанной и образованной личности.
  • Повышение эффективности воспитательного процесса. Формирование личности в современном обществе не замыкается воздействием школы, учебных заведений. Есть еще и воспитательное воздействие семьи, средств массовой пропаганды, групп сверстников, взрослых, формальных и неформальных организаций и др. Одни из них оказывают благотворное воздействие на процесс формирования, влияние других – недостаточное, требует компенсирующего воспитательного воздействия; влияние же третьих носит негативный, регрессивный характер и должно быть своевременно нейтрализовано, преодолено как со стороны воспитателей, так и с их помощью самими воспитуемыми.
  • Обеспечение дифференцированного подхода к воспитанию. В силу неоднородности социальных условий воспитания в различных регионах страны для достижения целей воспитания необходимо учитывать особенности его условий путем дифференцированного применения тех или иных методов и форм.
  • Сравнительная оценка конечных (или промежуточных) результатов воспитания.

Имеется в виду непрерывное отслеживание (мониторинг) показателей результативности воспитания по различным его направлениям: степень интериоризации разными группами молодежи социальных норм и ценностей общества; доминирующие мотивы трудового и нетрудового поведения; “восприятие” общественных перемен в связи с переходом к рынку и демократизацией общества и т.д. Без таких количественных и качественных оценок конечных результатов трудно объективно оценить эффективность воспитательной работы, адекватно скорректировать ее на слабые звенья, объективно оценить труд воспитателей.

Как видим, возможности использования социологической информации для управления воспитательным процессом достаточно широки. В значительной мере это связано с теми характеристиками, которые выделяют социологическую информацию среди других видов социальной информации.

Наличие полной, объективной, оперативной информации о социально- воспитательных отношениях, их направленности и динамике применительно к различным возрастным и социальным группам воспитуемых является необходимым условием эффективной организации социального управления воспитанием.

Такая социальная информация содержится и накапливается в учебных заведениях в различной формы источниках, хранителях. Это документы администрации, материалы собраний педсоветов, другие формализованные источники, а также “живая память” педагогов, управленцев, руководителей, работников различных структур коллектива в виде общественного, группового и индивидуального сознания.

Представляя значительную ценность для управленцев, подобная социальная информация имеет ряд особенностей, затрудняющих ее использование для социального управления. Прежде всего, она ограничена только некоторыми из всей совокупности социально-воспитательных процессов.

В частности, не охваченными остаются субъективные оценки, мнения воспитателей и воспитуемых. Кроме того, как правило, такая информация вряд ли может считаться репрезентативной, т.е. отражающей общее, среднее мнение всех членов педколлектива.

К тому же далеко не всегда эта информация, даже зафиксированная в официальных документах, является объективной, достоверной, т.е. адекватно отражающей воспитательные ситуации. Практика указывает на возможность как умышленного, так и непреднамеренного ее искажения.

Очевидно, социальная информация, традиционно накапливающаяся в ходе воспитания, должна быть дополнена такой, которая по содержанию, форме, критериям достоверности и объективности могла бы служить научно- информационной базой для социального управления. Речь идет о социологической информации, получаемой с помощью социологических исследований.

Учитывая, что при изучении курса “Социология” предусмотрено достаточно полное освоение методологии, методов и технологии проведения социологических исследований различных уровней и видов, в данной лекции основное внимание обращается на особенности социологических исследований, проводимых в сфере воспитания.

В качестве управленческой информации социология воспитания активно использует результаты социологических исследований двух уровней:

  • теоретические, когда целью является исследование каких-либо общих закономерностей в сфере воспитания (например, закономерности трудовой адаптации или учебной мотивации);
  • эмпирические, прикладные конкретно-социологические исследования, цель которых – установление и обобщение социальных фактов в сфере воспитания, выявление тенденций и динамики тех или иных явлений или социально- воспитательных процессов.

В практике социального управления воспитанием преимущественно используются эмпирические исследования, выполняющие две основные функции. Одна из них – исследовательская, или эвристическая, состоит в получении в результате изучения социальных процессов в сфере воспитания новых знаний об их состоянии и тенденциях.

Полученная информация в обработанном виде поступает к руководителю. Другая – прикладная, прогностическая, реализуется путем разработки и предложения руководству рекомендаций по разрешению или профилактике возникающих социальных проблем.

Для осуществления эффективного управления менеджеру образования необходимо уметь грамотно использовать обе функции конкретных социологических исследований, т.е. быть оптимально компетентным в социологии воспитания.
Представление о содержательной стороне социологических исследований в сфере воспитания можно составить на основе структуры направлений их организации.

Наиболее важными среди этих направлений признают:

  • на общетеоретическом уровне – изучение социодинамики воспитательной системы, ее специфики, обусловленной конкретно-историческими условиями; изучение законов и принципов воспитания в тесной взаимосвязи с другими социальными законами; характеристика субъект-объектных отношений в воспитательном процессе; разработка методологического инструментария прикладных социологических исследований; изучение социальных доминант и критериев воспитательного процесса.
  • на уровне эмпирических исследований – изучение объективных и субъективных факторов формирования личности; определение степени включенности индивидов в совокупность видов воспитания; установление результативности работы различных институтов воспитания; социологические замеры эффективности различных форм, средств и методов воспитательной работы.
Переходя к непосредственному рассмотрению того, как используются социологические методы при исследовании проблем воспитания, следует обратить внимание на особенности их применения.

С одной стороны, социологические методы исследования универсальны, пригодны для применения при изучении любой сферы общественной жизни, где есть предмет исследования социологии – социальные явления, феномены. С другой стороны, эти методы не переносятся в другие отрасли исследования в неизменном виде, формально. Уточнение, конкретизация предмета исследования зачастую требует преобразований, корректировки самих социологических методов.

Нередко предмет исследования требует объединения методов нескольких наук, проведения комплексного исследования. Примером подобной интеграции методов может служить комплексное социолого-педагогическое исследование, зарекомендовавшее себя наиболее эффективным современным средством изучения проблем воспитания.

К достоинствам таких исследований относят возможность:

  • собрать и математически обработать массовый материал, выявить статистические закономерности;
  • изучить как “общее” так и “особенное” в процессе воспитания, дифференцированно отследить его в условиях разной социальной среды;
  • выявить влияние отдельных социальных факторов, средств и институтов на формирование личности, определить их приоритетность на разных временных отрезках.

По соотношению и взаимодействию методов, степени использования средств в зависимости от целей и задач выделяют социологические исследования:

  • вспомогательные, когда социологическая компонента присутствует в виде отдельных данных и методов социологии;
  • кооперативные, когда социологические методы привлекаются в равной степени с педагогическими;
  • интегративные, строящиеся на органическом синтезе теории и методов педагогики и социологии.

Таким образом, к наиболее общим, характерным чертам социолого- педагогических исследований, как правило, относят, во-первых, массовый характер изучаемого материала; во-вторых, комплексное использование социологических и педагогических методов; в-третьих, широкую опору на методы математической статистики и информатики. При проведении как комплексных, так и других видов социологических исследований в сфере воспитания необходимо учитывать особенности использования типовых социологических методов.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)