Социальные характеристики воспитания

Прежде всего сравним воспитание с социальным взаимодействием двух людей, являющихся, по словам П.Сорокина, “простейшей моделью социальных явлений”37.
Понимая под взаимодействием взаимное влияние людей на поведение друг друга, П.Сорокин в строении этой простейшей модели выделяет следующие элементы: индивиды (по меньшей мере два); их действия (акты); проводники взаимодействия.

Согласно такому пониманию социального взаимодействия воспитание обладает всеми элементами строения: наличие как минимум двух индивидов, субъектов- объектов воспитания; действий, поступков и актов, с помощью которых совершается воспитательное влияние в виде приемов, методов и средств воспитания, а также их элементов в виде слов, соприкосновений, движений, направленных по адресу друг друга и влияющих на поведение; проводников взаимодействия, под которыми разумеются все те сродства, при помощи которых раздражение (воздействие), идущее от одних людей, доходят до других.

В воспитательном взаимодействии основная нагрузка падает на язык и речь, несущих содержательную сторону воспитательного воздействия и образующих группу звуковых проводников. К ним также относится и музыка, передающая комплекс эмоциональных оттенков воздействия.

Не менее важны виды проводников воспитательного воздействия – письменность и живопись, которые П. Сорокин объединяет в группу светоцветовых проводников. Еще один вид проводников – двигательные, состоящие в определенных движениях человека, в частности, в движениях его рук и мускулов лица.

Речь идет о мимике и жестах, которые в арсенале опытного воспитателя являются эффективным средством не только подкрепления воспитательного приема или метода, но и сами несут эмоционально окрашенное воспитательное воздействие.

Наконец, говоря о виде проводников, получивших название “предметные”, ведем речь об использовании для передачи мыслей, чувств, волевых действий (в том числе и воспитательных), обусловливающих поведение индивидов, определенных предметов, сигнализирующих или символизирующих эти переживания.

К предметным в широком смысле П. Сорокин относит все виды; проводников, на которых остались, запечатлелись следы деятельности или работы людей. Другие люди, соприкасаясь с ними, получают ряд впечатлений, у них возникает ряд переживаний. Таким образом, предметными проводниками воспитательного воздействия может служить все, на чем отразилась деятельность людей, что носит печать их труда, то есть все предметы материальной культуры общества.

Каждое поколение людей в процессе своей жизни и взаимодействия оставляет после себя следы своей деятельности в виде разнообразных предметов. “Слой за слоем выделялись они жившими людьми, слой за слоем оседали, и в итоге образовали целый мир материальной культуры, в который мы погружены, который окружает нас со всех сторон, передает нам раздражения, исходившие от других поколений, и влияет на наши переживания и поведение”. Таким образом, люди со всех сторон окружены предметами материальной культуры, находясь под их непрерывным влиянием, складываясь под их воздействием.

Следует подчеркнуть особое значение вывода о роли материальной культуры в качестве обязательного проводника (элемента) всякого социального взаимодействия (а значит, и воспитательного). Отсюда вытекает необходимость обеспечивать соответствие содержания воспитательной деятельности тем элементам материальной культуры, в которой эта деятельность осуществляется.

Причем воспитательное воздействие должно опираться на все богатство этой культуры, накопленное предыдущими поколениями. Не менее важной видится необходимость сохранения воспитательного влияния родной материальной культуры, впитанной с детских лет и сохраняющей преемственность материальной среды воспитания.

Именно опора на близкую по духу национальную (в широком смысле) предметную культуру позволит избежать деструктивного воспитательного воздействия потока элементов (а значит, проводников) другой предметной культуры. Подчеркнем, что здесь не ставится под сомнение закономерный процесс взаимообмена материальными культурами. Речь идет о необходимости опоры в воспитании людей на их собственную, отечественную предметную культуру.

Подводя итог сравнения воспитания со структурой социального взаимодействия, мы видим, что все без исключения составные части последнего присущи воспитанию, а следовательно, воспитание является социальным взаимодействием.

Ему присущи практически все существующие основные формы взаимодействия. Действительно, воспитание включает как взаимодействие двух людей, так и одного и многих (учитель – класс). В зависимости от качеств взаимодействующих индивидов воспитанием могут быть связаны как лица одного, так и разных полов, как похожие в каком-либо отношении (образование, религия и т.п.), так и разные.

Характер взаимоотношений при воспитательном взаимодействии чаще всего двусторонний, хотя не исключены варианты односторонней направленности – от воспитателя к воспитуемому. По длительности воспитательное взаимодействие бывает как кратковременным, так и длительным.

Воспитание содержит в себе солидарные, организованные, сознательные формы взаимодействия. По содержанию, в зависимости от того, что служит “материей” обмена в процессе общения, воспитание объединяет в себе интеллектуальное, чувственно- эмоциональное и волевое виды взаимодействия.

Из сказанного следует, что воспитательное взаимодействие вбирает в себя большую часть существующих основных форм взаимодействия, что явно превышает статус этой простейшей модели социального явления. Вместе с тем взаимодействия приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Попытаемся выяснить, не относится ли к социальным отношениям воспитание.

Под социальными отношениями понимают определенную устойчивую систему, охватывающую двух (как минимум) партнеров (индивидов или общностей), связанных определенным предметом (платформой), на которой строятся отношения, и имеющих определенные обязанности и долженствования друг к другу, образующие систему нормированных функций.

Таким образом, как основные признаки социальных отношений выделяются: системность социальных взаимодействий, основными элементами которой выступают партнеры, связующее звено (общая платформа), совокупность обязанностей и долженствований (нормированные функции).

В широкий круг социальных систем, образующих социальные отношения, включают и отношения воспитания. Действительно, в воспитательных взаимодействиях участвуют два и более индивида – учитель и ученики, родители и дети. Субъектами воспитательного взаимодействия могут быть и общности – коллектив педагогов и коллектив учеников, сержантско-офицерский состав и подразделения рядовых военнослужащих.

Свойственны воспитанию и признаки второго элемента социальных отношений:

  • общая платформа взаимодействия;
  • устойчивость социального взаимодействия, предполагающая повторяемость и относительную стабильность платформы и обязанностей участников взаимодействия.

В качестве такой платформы выступают общественные ценности, нормы и социальные роли, в усвоении которых нуждаются воспитуемые и передача, обучение которым является профессиональной обязанностью воспитателей.

Взаимодействия между воспитателями и воспитуемыми носят нормированный характер. Это отражается, прежде всего, в требованиях к воспитателю как общекультурного и морального порядка, так и зафиксированных в служебных обязанностях (учителя, руководителя, офицера и т.п.). Подобные обязанности перед воспитателем несет и воспитуемый. Речь идет не только о требованиях к учащемуся, военнослужащему, но и о нормах морали, отношении к старшим, к родителям и т.п.

Воспитательные взаимодействия могут быть не только непосредственными, но и опосредованными, т.е. существовать между людьми, соприкасающимися лишь опосредованно. В этом случае взаимные обязанности часто выполняются не вследствие субъективного понимания долга или намерений поддерживать взаимодействие.

В качестве заменителя может выступить институционализированное воспитательное учреждение или продукт воспитательной деятельности. Такое взаимодействие складывается (устанавливается) между автором книги о самовоспитании и читателем, занимающимся самовоспитанием по предложенной в ней методике и т.п.

И, наконец, воспитательные взаимодействия обладают определенной устойчивостью. Воспитательное влияние оказывается на воспитуемого зачастую через значительные отрезки времени, после непосредственного взаимодействия и даже после прекращения непосредственных контактов. Нередко отношения между воспитателем и воспитуемым перерастают в дружеские и сохраняются на долгие годы (ученик и любимый школьный учитель).

Как видим, воспитание обладает всеми необходимыми признаками социальных отношений, а значит, относится к таковым. Нормированный характер взаимодействия придает социальным отношениям воспитания устойчивость, способствует сплочению людей на основе общегрупповых платформ взаимодействия, создает основу для появления внутренней организации, способствующей поддержанию и сохранению этого взаимодействия.

Освоение социальных норм и ценностей, образцов поведения особо значимо для сохранения, функционирования и развития общества. Поэтому оно заинтересовано в том, чтобы функции партнеров по воспитательному взаимодействию продолжались. Для него не безразлично, насколько полно и строго выполняются их взаимные обязательства, насколько прочны и результативны социальные отношения, сложившиеся между ними.

Чтобы обеспечить устойчивость отношений воспитания, общество включает его в своеобразную систему социального контроля как одного из основных социальных институтов. Благодаря этой системе поведение индивидов и групп приводится в соответствие с принятыми образцами деятельности и критериями ценностей.

Воспитание как социальный институт представляет собой систему учреждений (организационных, учебных, научно-исследовательских и др.), в которых люди, избранные воспитательными коллективами, получают полномочия для выполнения функций организации воспитательного процесса в обществе и регулирования поведения субъект-объектов воспитания.

Как и всякий социальный институт, институт воспитания,

  • во-первых, имеет свою цель – организация и направление воспитательного процесса в обществе;
  • во-вторых, определяет круг функций, направленных на достижение этой цели;
  • в-третьих, располагает средствами и учреждениями (зданиями учебно-воспитательных, научно- исследовательских, управленческих и других организаций и их оборудованием.

Идеальными предметами выступают совокупность систем и методик воспитания, книги и периодические издания, средства литературы, музыки, живописи и т.д.); в- четвертых, применяет определенные санкции как в отношении работников учреждений воспитания, так и участников воспитательного взаимодействия.

Все элементы социального института воспитания взаимосвязаны в выполнении определенных функций. Прежде всего, это функция создания возможности реализации индивидами потребности в социализации. Следующая функция – регулирование действий партнеров по воспитательному взаимодействию с целью обеспечения его эффективности.

Благодаря воспитательным отношениям обеспечивается социализация вступающих в жизнь поколений, их бесконфликтное вхождение в социальные роли, что способствует устойчивости общественной жизни. Усвоением в процессе воспитания норм и ценностей общества, образцов желательного поведения осуществляется интеграция стремлений, действий и отношений индивидов, что, в свою очередь, способствует сплочению общества.

Следует отметить, что институт воспитания взаимодействует с другими социальными институтами, которым также присуща функция воспитания, хотя и в сочетании с другими функциями. Речь идет о семье и образовании, которых также относят к социальной организации воспитания.

Под социальной организацией воспитания здесь понимается система способов, образцов воспитательной деятельности воспитателей, воспитательных коллективов и социальных институтов, а также средств социального контроля и систем ценностей, которые обеспечивают совместную деятельность по усвоению норм, ценностей и образцов поведения людей, устанавливают допустимые способы удовлетворения их потребности в социализации.

Благодаря организации воспитания социализация, потребность в которой присуща каждому человеку, охватывает всех людей, создавая возможности для понимания и взаимодействия между ними.

Воспитание вооружает индивидов средством удовлетворять свои потребности наиболее эффективным способом – сотрудничая с другими, считаясь с обычаями и законами, выполняя социальные функции, необходимые другим. Социальная организация воспитания выступает в качестве одного из механизмов упорядочения общества.

В завершение рассмотрения социальных характеристик воспитания попробуем взглянуть на него в динамике. В одной стороны, формы, методы, организационные приемы воспитания относительно стабильны, и можно говорить об их идентичности на определенном отрезке социальной жизни (что вовсе не означает невозможность воспитательных инноваций).

С другой стороны, эти формы и методы дифференцированы для детей разного возраста с таким расчетом, что на более раннем этапе воспитания закладываются основы, которые служат опорой на последующих этапах воспитания. И, наконец, в результате воспитания у личности возникают определенные се состояния, относительно устойчивые черты.

Таким образом, налицо серия воспитательных взаимодействий, изменяющих социальные отношения между людьми в результате накопления качеств воспитанности, что дает основания утверждать, что воспитание является социальным процессом.40

Подводя итоги рассмотрения воспитания как социального явления, отметим, что это явление многогранное, сложное, включающее в себя признаки ряда социальных взаимодействий, социальных отношений, социальной организации, социального института и социального процесса. Общий результат воспитания не исчерпывается суммой перечисленных элементов, что дает повод рассматривать его как социальную систему.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)