Содержание и классификация активных методов обучения

Психолого-педагогические технологии, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, базируются на принципе активности обучаемого в процессе обучения. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии, системы работы Г.К. Селевко, Л.В. Занкова, И.С. Якиманской и др.

Интерес к активным методам вызван потребностью в изменениях дидактической системы, направленных на сокращение учебной нагрузки на участников за счет мастерства обучающего.
Особое место новые, нетрадиционные методы обучения находят в преподавании естественнонаучных дисциплин. В обучении осуществляется переход от овладения фактами к овладению смыслом событий, обретению навыков применения знаний в жизни. К активным методам относят такие, которые позволяют вовлечь обучаемых в конкретную ситуацию, погрузить их в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми. Специалисты по активным методам по-разному оценивают их эффективность в усвоении учебного материала. Если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре – до 90%.

По мнению В.Н. Смагиной, В.Б. Христенко, введение и широкое использование деловых игр позволяет уменьшить на 30-50% время, необходимое для более эффективного усвоения учебного материала. Игру как метод обучения использовали с древности. Понятие «игровые психолого-педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приемов, ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучаемых к учебной деятельности. Учебные имитационные или деловые игры разворачивают проблемы в динамике, позволяют их участникам включиться в реальные события.

Важным дополнением в совокупности методов активизации учебного процесса являются методы проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание ведущим проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность участников по их разрешению, в результате чего происходит самостоятельное овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Особое место активные методы обучения занимают в экологическом образовании. По мнению Д. Кавтарадзе, «экологическое образование призвано дать ключевые представления и навыки, обеспечивающие социально приемлемый уровень безопасности при взаимодействии людей с окружающей средой».

Интересно
Методы активного обучения предполагают интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление субъекта к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и обучающихся. Их основной задачей является инициация студентов к самостоятельности эвристического мышления, способности ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи.

Они активизируют желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений. Наиболее полную классификацию методов активного обучения предложила М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения. Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения осуществляется через установление прямых и обратных связей между преподавателем и обучаемыми. Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной профессиональной деятельности).

Особенность имитационных методов – разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познания побуждает участников к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)