Компьютерная деловая игра

Компьютерная деловая игра (КДИ) – это учебно-тренинговая компьютерная система, построенная на основе математической модели, описывающей процесс и иные приближённые к реальности ситуации по определённым правилам.

КДИ позволяет отрабатывать навыки принятия управленческих решений и комплексного анализа в меняющейся ситуации. КДИ является частным случаем деловой игры.

Применение в учебном процессе.

Учебные занятия с применением КДИ представляют собой сочетание традиционных лекций, семинаров и инновационных форм обучения: игровых практикумов и т.д.

Последовательность внедрения КДИ в учебный курс варьируется от сложности предмета, продолжительности и формы обучения. Как правило, с интерфейсом, содержанием и правилами применения учебных компьютерных программ знакомятся на первых занятиях. После этого во время проведения тематических и контрольных занятий КДИ используется с разной степенью интенсивности. Иногда на их основе проводятся тесты и принимаются экзамены.

Интересно
КДИ, выдвигая перед участниками имитационно-практические задачи, способствует расширению проблемности преподавания, существенно повышает заинтересованность аудитории в изучении теоретического материала. При том, что участники КДИ имеют различные интересы, обусловленные их игровой ролью и задачей.

Один, например, выступает в качестве специалиста, а другой – руководитель; один лидер, другой – подчинённый и т.п. В результате каждый из участников одни и те же деловые вопросы решает со своих индивидуальных позиций. Вместе с тем под влиянием объективных закономерностей, предопределяющих деятельность людей, они вынуждены искать и приходить к единому решению.

Всё это в наибольшей степени, чем любой другой методический приём преподавания общественно-политических дисциплин, помогает понять суть политического анализа, способствует выработке практических действий, направленных на выбор оптимального политического варианта деятельности.

Разрешая игровое задание с помощью компьютера, участники КДИ оценивают исходный материал, характеризующий общественно-политическую обстановку, находят ответ на поставленную перед ними имитационно-деловую проблему, согласуют мнение со своими партнёрами по игре и вырабатывают вместе с ними общее управленческое решение.

В КДИ при непосредственном участии преподавателя и с помощью знаковых средств (электронных таблиц, графических и документарных форм и др.) воссоздаётся предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, имитируется поведение участников игры по заданным правилам, отражающим условия и динамику реальной общественно-политической обстановки.

Создавая в обучении имитацию конкретных условий и динамики общественно-политической жизни, а также действий и отношений участников, КДИ служит средством анализа, актуализации, применения и закрепления знаний. Развитие личности обучаемого в деловой игре обусловлено усвоением профессиональных действий (норм) и норм отношений участников общественно-политического процесса.

Методически правильно построенные деловые игры служат эффективным средством обучения технологии принятия решений

Основными компонентами КДИ являются сценарий, программы руководителя и участника, регламент. Сценарий включает характеристику игровой ситуации (организации), правила игры и описание общественно-политической ситуации и иных параметров.

В регламенте фиксируются порядок тем или документов, общие требования к режиму её проведения и к инструктивным материалам, состав и описание разыгрываемых ролей, а также дополнительные материалы.

Поведение участников – основной инструмент как в КДИ, так и в традиционной деловой игре.

Очень важен правильный выбор временного режима проведения игры, воссоздание реальной обстановки.

Таким образом, очевидные преимущества КДИ как средства обучения состоят в следующем:

  1. Учебные занятия с их использованием требуют меньших временных затрат по сравнению с традиционными лекциями и семинарами. У участников КДИ вырабатываются навыки и качества, которые не могут быть развиты иными методами обучения.
  2. Применение КДИ способствует интенсивному усвоению и запоминанию необходимой учебной информации, связанной с профессиональной подготовкой специалистов общественно-политического профиля.
  3. КДИ позволяет контролировать знания участников игровых групп в процессе игры, что позволяет сократить время на специальную проверку знаний учащихся.
  4. По результатам деятельности в КДИ можно получить достаточно сведений о профессиональных и личностных качествах обучаемых, оценить их готовность к профессиональной деятельности, к решению практических общественно-политических задач.
  5. Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.
  6. В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.
  7. Деловая игра насыщена обратной связью, причём более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.
  8. Игра увлекает обучаемых.

Важную роль играет уровень методического мастерства преподавателя, который сказывается в том, чтобы найти оптимальную возможность применения КДИ и её соотношения с другими методами, направления творческой мысли на решение поставленной задачи, вызова познавательного интереса, мобилизации в нужный момент общественного мнения и укреплении авторитета участника КДИ.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)