Круглый стол
«Круглый стол» – это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Наряду с активным обменом знаниями, у студентов вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
При этом происходит закрепление информации, полученной в результате прослушивания лекций и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.
Методом «круглого стола » можно проводить:
- учебные междисциплинарные, проблемные и тематические семинары;
- учебные дискуссии;
- встречи «за круглым столом»;
- межпредметные встречи, конференции и т.п.
Важное условие при организации «круглого стола» – чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации общения проходил «глаза в глаза».
Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого студента в обсуждение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.
Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создаёт менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов и все они обращены к нему лицом.
В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращение членов группы друг к другу становится более частым и менее скованным, что также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателями и студентами.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
- «свободный микрофон»;
- фонд вопросов, на которые должны ответить участники;
- наличие современных технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).
Существует четыре варианта проведения «круглого стола» (КС).
Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.
Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с её темой. Если тема обширна, содержит большой объём информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может заключаться принятием решения.
Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором – дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору.
И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, и взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.
Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
- подготовка (информированность и компетентность) студентов по предложенной проблеме;
- семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия должны быть одинаково понятны всем студентам);
- корректность поведения участников;
- умение преподавателя проводить дискуссию.
Правильно организованная дискуссия проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация. На первой стадии студенты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определённая установка на решение поставленной проблемы.
При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:
- Сформулировать проблему и цель дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.
- Провести знакомство участников (если группа а таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого студента или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что студенты разбиваются на пары и представляют друг другу после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.
- Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать её значимость, выявить в ней нерешённые и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).
- Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений, так как общий регламент определяется продолжительностью практического занятия.
- Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых – выступить должен каждый. Кроме того, необходимо внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.
- Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированное обращение к студентам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность.
- Добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.
Вторая стадия – стадия оценки – обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.
На этой стадии перед преподавателем (организатором «круглого стола» ставятся следующие задачи:
- Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.
- Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, студент может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.
- Не уходить от темы, что требует некоторой твёрдости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».
- Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счёт других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих студентов.
- Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определённые интервалы (каждые 10 – 15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать студентам, предлагая им временную роль ведущего.
Третья стадия – стадия консолидации – предполагает выработку определённых единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.
Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:
- Проанализировать и оценить проведённую дискуссию, подвести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученным результатом, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявлять их положительные и отрицательные стороны.
- Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путём внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.
- Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.
- В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.
- Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.
При проведении «круглого стола» студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и прежде всего преподавателя.
Целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми преподаватель (организатор) должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:
- высокий профессионализм, хорошее знание материала в рамках учебной программы:
- речевая культура и в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;
- коммуникабельность, а точнее – коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на студентов, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;
- быстрота реакции;
- способность к лидерству;
- умение вести диалог;
- прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;
- умение анализировать и корректировать ход дискуссии;
- умение владеть собой;
- умение быть объективным.
Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».
С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:
- Уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли». (например, «верно ли это?», «правильно ли я понял, что …? »). Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».
- Восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующего вас явления, объектов. Их грамматический признак – наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему.
С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.
Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы).
Особое место занимают так называемые провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.
В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задаёт сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых.
Ответы на вопросы могут быть точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка очистить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развёрнутыми, определёнными (не допускающими различного толкования) и неопределёнными (допускающими различное толкование).
Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить.
Для этого преподаватель (организатор «круглого стола») должен:
- заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по поводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
- не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
- не допускать превращение диалога в диалог двух наиболее активных студентов или преподавателя со студентом;
- обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше – всех;
- не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ, к этому следует подключить студентов, своевременно организуя их критическую оценку;
- не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
- следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;
- сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в коллективный анализ и обсуждение, помня о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.
Для того чтобы не погасить активность студентов, преподаватель не должен:
- превращать дискуссию в контрольный опрос студентов;
- давать оценки суждениям по ходу выступления и раньше времени высказывать свое мнение;
- подавлять аудиторию лекторским многословием;
- занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и знающего единственно правильные ответы на все вопросы;
- помнить, что на занятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является студент: нужно ждать активности от него, а не от самого преподавателя, который выступает в роли консультанта, а не лектора, руководителя дискуссии и её более компетентного, но равноправного участника.
Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосие, что, с одной стороны, создаёт атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой – затрудняет работу преподавателя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу