Политвикторина

Политвикторина – игровая форма получения знаний и их контроля.

Чаще всего используются четыре варианта проведения политвикторины.

Первый вариант.

Из числа наиболее подготовленных студентов избирается жюри (1 – 3 человека), которое может возглавить преподаватель. Жюри может и не избираться, а его функцию будет выполнять преподаватель.

Оставшиеся студенты делятся на четыре группы – две команды играющих и две команды болельщиков. Команды по очереди получают вопросы и за определённое время (оговорённое заранее) готовят на них ответы, а затем отвечают.

Интересно
Вопросы для проведения викторины готовит заранее преподаватель и пишет (печатает) их на карточках из плотной бумаге (на каждой карточке один вопрос). Лучше, когда количество заготовленных вопросов будет превышать общее количество членов играющих команд.

Карточки раскладываются на столе (по типу экзаменационных билетов). Команда, получившая право первой начать политвикторину, вытягивает понравившуюся ей карточку, после чего жюри начинает отсчёт времени, отведённого на подготовку ответа на вопрос. Как правило, это время составляет 0,5 – 1,5 минуты.

Число поочерёдно вытягиваемых вопросов должно соответствовать количеству членов команды

Целесообразно получить первый вопрос и отвечать на него наименее подготовленному члену команды, так как у него есть возможность посоветоваться с товарищами.

После ответа он переходит в команду своих болельщиков (к зрителям), то есть к каждой команде после каждого ответа на вопрос становится на одного человека меньше. В соответствии с этим последнему члену команды приходится готовить ответ на последний вопрос самостоятельно, поэтому это должен быть наиболее подготовленный студент (как правило, капитан, лидер команды).

В случае неправильного или неполного ответа команда болельщиков (зрителей) отвечающей команды может внести дополнение, а затем для уточнения и дополнения (при необходимости) может быть представлено право второй играющей команде (команде соперников).

Затем аналогичным образом предоставляется право вытянуть вопросы второй играющей команде и ответить на них.

Ответы могут оцениваться по любой системе баллов, заранее оговорённых вместе с жюри.

Можно предложить, например, следующую систему оценок:

  • ответ играющей команды на каждый вопрос от 0 до 5 баллов в зависимости от правильности и степени полноты ответа;
  • добавление и уточнение команды болельщиков, помогающей своей команде от 1 до 5 баллов;
  • добавления и уточнения команды соперников и команды их болельщиков от 1 до 5 баллов.

Побеждает команда (играющая со своими болельщиками), набравшая большее (суммарное) количество баллов.

В правила политвикторины могут включаться различные вариации усложнения для её большей зрелищности (например, добавлять баллы за оригинальность ответов, не полностью использованное отведённое регламентом время, активность болельщиков, иллюстрация ответов наглядными средствами и т.д.).

Второй вариант.

Все студенты делятся на две играющие команды.

Каждая команда готовит команде сопернице свою серию вопросов. Причём, и в этом случае могут быть вариации:

  • вопросы готовятся заранее, за несколько дней до занятия;
  • вопросы готовятся непосредственно на занятии (этот вариант применим для подготовленной аудитории, в которой политвикторина, как форма проведения занятия, используется довольно часто. В этом случае преподаватель, например, может определить «сквозную» тему, цель политвикторины.

Политвикторина по продолжительности может длиться от 10 – 15 минут (как составной элемент рабочего плана занятия), с которого лучше начинать – политвикторина-разминка, до 1 ч. – 1 ч. 20 мин (т.е. всё занятие может пройти в этой форме).

Лучше всего для политвикторины подбирать вопросы недискуссионного характера, не требующие очень длинного, развёрнутого ответа.

Кроме того, политвикторина может отражать либо один–два вопроса темы, либо всю тему.

Третий вариант: экспресс-конференция.

Основой для этого варианта может служить первый, либо второй варианты. Но в любом случае группа из числа студентов (наиболее подготовленных – 3–4 человека), которые, выступая в роли экспертов, проводят экспресс-конференцию, отвечая на вопросы, подготовленные играющими командами (выполняющими, например, роль журналистов, зрителей, читателей и т.д.)

По окончании экспресс-конференции (а её регламент должен быть определён заранее) преподавателем (или жюри, если оно избиралось) оцениваются:

  • вопросы какой команды были более актуальными, оригинальными, сложными (это могут оценивать и те, кто проводил экспресс-конференцию);
  • чьи ответы были наиболее аргументированными, компетентны, убедительны, оригинальны и остроумны (это могут оценивать и команды).

Представление играющими командами вопросов «экспертам» экспресс-конференции может быть различным:

  1. Каждая команда печатает свои вопросы на карточках и располагает их перед экспертами, которые поочерёдно вытаскивают вопросы каждой из команд.
  2. Каждая из команд поочерёдно задаёт свои вопросы устно.

Применение первого, второго, третьего вариантов политвикторины предполагает определение победителя.

Четвёртый вариант: «телемост» (имитационное моделирование).

Группу студентов разделяют на две или несколько групп, которые могут выступать, например, в роли:

  • граждан Российской Федерации и любого другого государства;
  • граждан различных субъектов Российской Федерации.

Темой обсуждения в ходе «телемоста» может быть любая актуальная, наиболее острая на данный момент проблема. Цель «телемостов» – в отличие от первого – третьего вариантов политвикторины состоит в углублении, получении новых знаний, расширении кругозора.

Каждая из групп, готовясь к «телемосту», изучает соответствующую литературу (в зависимости от предложенной «роли»), подбирает факты, цифры, аргументы и готовит серию (блок) вопросов другой группе.

Роль ведущего «телемоста» может выполнять преподаватель или кто-либо из наиболее подготовленных студентов

Но ведущему целесообразно предварительно ознакомиться с материалами и вопросами каждой из команд. По завершении «телемоста» коллективно (или это может сделать специально выделенное жюри) отмечаются наиболее интересные (с познавательной точки зрения) вопросы и ответы.

В «телемостах», как правило, победителей нет, так как они прежде всего преследуют познавательную цель. Возможен и усложнённый вариант «телемоста», когда помимо групп-участников «телемоста» можно выделить и группу «телезрителей», которые могут «подключиться» к «телемосту», задавая свои вопросы через ведущего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)