Политбой

В общем виде политбой представляет собой состязание двух команд.

Чаще всего «политбой» проходит между:

  1. Представителями различных социально-экономических систем по какому-либо аспекту. Например, по вопросам экономики, экологии, прав человека, социальной защищённости граждан и т.п.
  2. «Новаторами» и «консерваторами» в решении каких-либо вопросов (проблем) общества.
  3. «Сторонниками» и «противниками» тех или иных явлений в обществе (например, по вопросам радикальной экономической реформы, гласности и демократизации, кооперативного движения и т.д.).

Группа студентов делится на две команды. Команды проводят первую предварительную встречу, на которой принимают (вырабатывают) положение о «политбое»: уточняют тему, согласовывают порядок, программу (структуру) и регламент её проведения, а так же состав жюри, ведущих «политбоя». В состав жюри могут входить преподаватель и 1–2 студента.

В период подготовки к «бою» команды:

  • разрабатывают теоретическую часть «политбоя»: изучают материал по теме, подбирают аргументы для отстаивания, защиты своей точки зрения;
  • готовят вопросы, подбирают аргументы, чтобы опровергнуть, подвергнуть сомнению позицию «противников»;
  • разрабатывают художественную часть «политбоя»: составляют сценарий приветствия, домашнего задания, готовят художественное оформление (в том случае, если команды предварительно оговорят наличие художественной части).

«Политбой» выигрывает та команда, которая более убедительно, аргументировано докажет свою точку зрения, защитит свои позиции.

Метод коллективного поиска можно организовать следующим образом.

Всех студентов произвольно разделить на группы по 4–5 человек. В течение 3 – 5 минут каждый студент обдумывает ответ и кратко формулирует его в тетради или на отдельном листе бумаги.

По истечении времени, отведённого на выработку индивидуального мнения, преподаватель предлагает каждой группе выработать групповое мнение, отведя для этого ещё 3 – 5 минут. В течение этого времени идёт активное общение членов группы.

Групповое мнение высказывает лидер группы, определённый её членами. Члены других групп могут задавать вопросы выступающему лидеру. Если решения групп не совпадают, следует заслушать мнение лидеров всех групп, а затем приступить к коллективному обсуждению окончательного, оптимального варианта ответа.

Когда ответ найден, преподаватель резюмирует его.

Можно предложить и другие варианты использования метода коллективного нахождения ответа на вопросы:

  • формировать группы не произвольно, а по желанию самих студентов;
  • можно предложить каждой группе свой вопрос (разные вопросы);
  • вопросы предложить группам заблаговременно, за несколько дней до занятия, что активизирует их самостоятельную работу с соответствующими первоисточниками информации, уменьшит вероятность неправильных ответов, а главное – сэкономит время на занятии для рассмотрения большего числа вопросов;
  • часть студентов, наиболее подготовленных и проявивших особую активность в течение учебного года, разделить на группы и предложить им вопросы. Пока группы думают над ответами, предложить остальным студентам другие, более простые вопросы для обмена мнениями;
  • подготовить несколько вопросов, например 7 – 10, каждый вопрос написать на отдельной карточке, расположить их на столе и предложить лидерам групп выбрать один из них.

В любом из рассмотренных вариантов использования метода коллективного нахождения ответов на вопросы роль преподавателя могут выполнить 1 – 3 наиболее подготовленных студентов (своеобразное жюри).

Если предлагаемые вопросы имеют проблемный характер, то в этом случае метод коллективного нахождения оптимального варианта ответа на вопрос может быть использован для организации дискуссии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)