Сущность ролевых и операциональных игр

Игровые активные методы обучения в социальнопсихологической подготовке можно разделить на операциональные и ролевые.

Ролевые игры – род игровых методов обучения, основанных на моделировании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи.

Операциональные игры – род игровых методов обучения, основанных на моделировании структурно-функционального строения учебно-профессиональной деятельности.

Операциональные игры по своим психологическим параметрам (мотивации, участию интеллектуальных ресурсов, эмоциональной окраске) аналогичны методам анализа проблемных ситуаций. Однако в противоположность спонтанному обсуждению, принятому в дискуссионных методах и сопровождаемому субъективной оценкой преподавателя (или руководителя), операциональные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм «правильности» и «неправильности» принимаемого решения, т. е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события.

Интересно
В операциональных (например, деловых, управленческих) играх более подчеркнут аспект инструментального обучения, обучения средствам и способам поведения и деятельности, и в то же время формализован и упрощен по сравнению с реальностью аспект межличностных отношений.

Хотя игры по основному замыслу сталкивают обучаемого с задачами практики, игровая имитационная модель действительности неизбежно ее упрощает, главным образом в направлении придания статичности межличностным отношениям. Вместе с тем игры как имитационный метод открывают для психолога возможность исследования индивидуальных психологических особенностей с выработкой показателей и диагностических критериев.

Игры также можно использовать для создания исследовательских моделей, способствующих пониманию организационных структур, обучающих моделей, создающих типовые ситуации делового общения и др. К операциональным относятся деловые игры, в том числе имитационные и инновационные деловые игры, а также организационно-деятельностные и проблемнодеятельностные игры.

В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, которые не характерны для его реальной деятельности и социальных ролей, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки.

Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше усваивает знания, навыки и умения при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему. К ролевым можно отнести организационно-мыслительные, организационно-коммуникативные и сюжетно-ролевые игры.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)