Диспут

Вообще диспут (от лат. disputare – рассуждать, спорить) трактуется в словарях как вид диалогической речи, публичный спор на злободневную научную или разговорно-бытовую тему.

По поводу данной проблемы участники диспута и выражают различные мнения и суждения. Развёртывается диспут благодаря оценкам, аргументациям, смысловым связям с реальной жизнью, опоре на личный опыт, которым пользуются участники спора.

Диспут – это специально организованное занятие, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).

В диспуте имеются элементы монолога и диалога. Диалогические элементы придают эмоциональную окраску дискуссии, а монологические служат для выражения её логического содержания.

В качестве воспитательных потенциалов диспута могут быть названы умения доказательно, аргументировано излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.

Плоткин Г. предлагает правила для участника диспута, разработанные вместе с обучаемыми:

  1. Каждый имеет право высказать своё мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.
  2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и чётко. Не утверждай того, в чём не разобрался сам.
  3. Постарайся как можно более убедительно изложить свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты.
  4. Не повторяй того, что до тебя было сказано.
  5. Уважай чужое мнение. Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. Не давай личностных оценок. Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.
  6. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.
  7. Пусть главным итогом диспута станет твоё продвижение по нелёгкому пути постижения истины.

Начинать диспут целесообразно с предложения прокомментировать какой-либо факт, высказывание, видео (кино) фрагмент.

В соответствии с этим он и начинает речь, но её ход зависит во многом от активности собеседников.

Активность участников диспута, их творческая деятельность, приводящая к самостоятельному решению обсуждаемых вопросов, может стимулироваться эвристическими приёмами ведущего диспута или обучающего (наводящие вопросы, оценочные и побуждающие реплики).

Активность учащегося через его участие в обсуждении проблем, представляющих для него интерес.

В целях овладения обучаемыми культурой диспута можно предложить ряд словесных клише (Г. Плоткин):

  1. Я согласен (согласна), потому что …
  2. Я не согласен (не согласна), потому что …
  3. Я выражаю особое мнение, так как …

В тех случаях, когда диспут проводится впервые, преподавателю целесообразно заранее поговорить с наиболее активными студентами, предложив им подумать над конкретными вопросами темы и выступить в числе первых, если после вступительного слова ведущего возникает длительная пауза.

Наиболее важная особенность диспута в том, что он управляем, предоставляет возможность преподавателю привести студентов к заранее запланированным, объективно правильным выводам, суждениям

Во время диспута ведущий должен следить за тем, чтобы выступления студентов были взаимосвязанными, освещали суть темы, а не уводили в сторону от неё; комментировать выступления, поощрять наиболее интересные, «подбрасывать» дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы, если возникает в этом необходимость.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)