Словообразовательные нормы

К словообразовательным нормам относятся правила образования слов как частей речи или частеречных форм.

Нарушения словообразовательных норм также меняют звуковой состав слова, так как предлагают другой его морфемный состав.

Частые нарушения словообразовательной нормы встречаются в следующих случаях:

  1. Ошибки в образовании видовых пар приставочных и бесприставочных глаголов от корней -клас-/-клад- и -лог-/-лож-/-лаг-/-лаж- (класть — положить, сложить — складывать) связаны с непониманием разной грамматической и словообразовательной роли этих корней в языке. Корень -клас-/-клад- служит для образования бесприставочных глаголов несовершенного вида (класть) и приставочных также несовершенного вида (укладывать, перекладывать). Корень -лож- служит для образования приставочных глаголов совершенного вида: уложить, переложить, выложить и т. п. Крайне редко — в виде исключения — этот корень в варианте -лаж- может использоваться для образования приставочных глаголов несовершенного вида: можно говорить улаживать дела (значение абстрактного действия), так как у глагола укладывать другое значение: укладывать вещи — значение конкретно-физического действия.
  2. Также очень часты нарушения в выборе варианта корня, отличного по ударному гласному звуку от верного, в образовании глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида при помощи суффикса -ыва/-ива, когда гласная [о] в корне глагола совершенного вида меняется на [а] в корне глагола несовершенного вида или не меняется.

Надо помнить, в каких глаголах эта замена происходит, а в каких в случаях сохраняется [о] в глаголах как совершенного, так и несовершенного вида.

Итак, происходит смена ударного гласного [о] на [а] в корне глаголов заработать — зарабатывать, затронуть — затрагивать, освоить — осваивать, удвоить — удваивать, удостоить — удостаивать, усвоить — усваивать.

Но важно помнить, что звук [о] в корне сохраняется у глаголов, которые часто используются в официально-деловом стиле речи.

Обусловить — обусловливать, сосредоточить — сосредоточивать, опорочить — опорочивать, подытожить  подытоживать, узаконить — узаконивать, уполномочить — уполномочивать, упрочить — упрочивать.

Образование видовых пар глаголов: сосредоточить — сосредоточивать, обусловить — обусловливать, уполномочить, уполномочивать, узаконить — узаконивать, но удостоить — удостаивать, освоить — осваивать, затронуть — затрагивать.

Ошибки в образовании возвратных глаголов являются следствием просторечия. Согласно литературной норме постфикс возвратности глагола в варианте -ся употребляется после согласного в окончании или формообразующем суффиксе глагола (зарождаться, зарождается, зарождался), а в форме -сь — после гласного в окончании глагола (зарождалась, зарождалось) и т. п.

Интересно
Сложность представляет образование порядковых числительных. Дело в том, что образование простых порядковых числительных отличается от образования составных порядковых числительных. Образование простых порядковых числительных от «круглых»  чисел с тремя и более нолями: 1000, 2000, 5000 … 20000, 500000, 8000000 и т. п. — происходит по типу образования сложных прилагательных при помощи суффикса н, а первое числительное в сложном слове употребляется в форме родительного падежа: тысячный, двухтысячный, пятитысячный, двадцатитысячный, пятисоттысячный, восьмимиллионный и т. п.

Составные порядковые числительные от «некруглых» чисел — 2001, 3002 и т. п. — образуются стандартным образом: при помощи нулевого суффикса и окончания прилагательного у последнего слова в составном числительном (506 — пятьсот шестой, 812 — восемьсот двенадцатый, 3675 — три тысячи шестьсот семьдесят пятый). Это важно помнить при образовании порядковых числительных, обозначающих годы — двухтысячный год, но две тысячи седьмой год, две тысячи шестнадцатый и т. п.

Образование некоторых наречий также демонстрирует распространенные ошибки.

Верными являются слова:

  • внутрь (а не вовнутрь, которое является ошибочным и просторечным);
  • заимообразно (а не взаимообразно, которое является следствием ошибочной, так называемой «народной», этимологии — оно образовано от слова займ, а не взаимный);
     вместо и взамен (а не просторечная лексема заместо).
    6. Частой ошибкой является использование для образования слова суффиксов, несвойственных нормативному словообразованию данной лексемы: лицемерность (вместо лицемерие), великость (вместо величие или величественность). Ярким примером стало нарушающее
    литературную норму разговорное слово волнительный, используемое вместо волнующий.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)