Слова книжные и разговорные

Риторика придает особое значение лексике, используемой оратором, писателем. Чтобы привлечь внимание слушателей (читателей), следует отказаться от стандарта, сделать речь эмоциональной, выразительной.

Нейтральная, общеупотребительная лексика не способна оказать столь сильное воздействие на аудиторию, как экспрессивное слово. Поэтому, обдумывая словесное выражение мысли, важно учитывать стилистическую принадлежность и оценочные свойства употребляемых в речи слов.

«Оратор, который не просто сообщает нечто, а говорит эмоционально, в большей степени имеет право рассчитывать на успех, чем его неэмоциональный коллега», — справедливо указывают авторы одной из книг по риторике.

Стилистическая окраска слов зависит прежде всего от их принадлежности к определенному функциональному стилю. В современном русском языке четко противопоставлены книжные стили (научный, официально-деловой, публицистический, религиознопроповеднический) и разговорный.

Стилевую закрепленность слов мы легко определяем, даже не заглядывая в толковые словари, в которых к словам даны стилистические пометы. Так, мы чувствуем связь терминов с языком науки (квантовая теория, эксперимент, монокультура, фоника), выделяем публицистическую лексику (электорат, агрессия, про­ вокация), узнаем по канцелярской окраске слова официально-делового стиля (надлежит, воспрещается, фигурант, нижеследующий).

Ни за одним из книжных стилей не закреплены слова общеупотребительные (дом, работать, хороший, два, много, быстро), они в толковых словарях даются без стилистических помет и употребляются в речи без ограничений. В отличие от них функционально закрепленная лексика требует к себе особого внимания.
Разговорные, а тем более просторечные слова нельзя употреблять в беседе с человеком, с которым мы находимся в официальных отношениях, или в ответе на экзамене, на уроке.

Как оценить, например, разговорно-просторечную лексику в речи ученика? в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который всем вешает лапшу на уши и хапает взятки… Все помещики у Гоголя — дураки и жмоты… Нелитературные слова здесь неуместны.

Покажем правильное использование функционально закрепленной лексики. Талантливые ораторы обращаются к книжным словам, посвящая свои речи серьезным, важным темам. Например, известный русский мыслитель И.А. Ильин говорил в своей речи «О путях России»: Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ.

Ни один народ не вынес из таких испытаний и таких мук — такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..

Слушатели, несомненно не смогут остаться равнодушными к такой речи, проникнутой патриотическим пафосом. Однако далеко не все книжные слова способны украсить речь оратора. Если он подвержен влиянию официально-делового стиля, то может испортить свое выступление неуместным употреблением канцеляризмов, которые лишают речь живости, эмоциональности. Остановимся более подробно на этих элементах «бюрократического красноречия», восходящих к языку деловых бумаг.

К лексическим канцеляризмам относятся такие, например, слова, как наличие, за неимением, проживать, изымать, вышеперечисленный, нижеследующий. Можно ли одобрить выражение мысли в таких фразах? — При наличии желания можно многое сделать по улучшению условий труда трудящихся… в целях улучшения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты, необходимо ликвидировать недополучение налого­вых сборов…

Канцелярскую окраску высказываниям придают отыменные предлоги (в целях, в силу, по линии), отглагольные существительные, нанизывание форм родительного падежа (особенно заметное во втором примере). Чтобы завоевать внимание слушателей, выступавшим надо было говорить проще, например, так: Если только захотеть, можно значительно улучшить условия труда рабочих; Чтобы погасить задолжен­ ность по зарплате, необходимо полностью собирать налоги. Только простые и ясные формулировки заставят аудиторию прислушаться к выступлению чиновника.

С влиянием официально-делового стиля обычно связывают и употребление речевых штампов — навязчиво повторяемых слов и устойчивых словосочетаний: вопрос, мероприятие, на высоком уровне, в данный период времени, на сегодняшний день и т.д. Они, как правило, ничего не вносят в содержание высказывания, например: Вопросы дие­тического питания имеют важное значение в первые дни после операции;

В данный период времени на предприятии сложилось трудное положение; На данном этапе школьная реформа буксует. В таких фразах значение не изменится, если исключить речевые штампы, потому что в них не содержится никакой информации.
Для школьников, студентов канцеляризмы не представляют серьезной угрозы, учащимся следует избегать литературных штампов, усвоенных из старых учебников.

О любимых литературных героях школьники часто пишут бесцветным, невыразительным языком, повторяя одни и те же формулировки: Радищев отрицательно относится к царскому самодержавию; Грибоедов отрицательно относится к фамусовскому обществу; Чацкий отрицательно относится к галломании. Обличение крепостничества является основной идеей стихотворения Пушкина «Деревня»; Эти слова («Здесьбарство дикое…») явились протестом против русской действительности; Татьяна является моим любимым литературным героем; Катерина является лучом света в темном царстве и т.д.

Даже канцеляризмы проникают в школьные сочинения: Пушкин дал положительную характеристику Татьяне; Онегин предпринял попыт­ку заняться общественно полезным трудом… Стиль таких сочинений «украшают» отглагольные существительные: Манилов все свое время проводит в строительстве воздушных замков; Когда жандармы сообща­ ют о приезде настоящего ревизора, чиновники приходят в окаменение…

Пушкинская Татьяна не избежала печальной участи быть описанной таким же «суконным» языком: Героиня проводила свое время в чтении французских романов; Татьяне была характерна вера в преданья про­ стонародной старины; Объяснение Татьяны с Онегиным происходит в саду; Разговор Татьяны с няней происходит ночью; Для раскрытия об­ раза Татьяны большое значение имеет эпизод ее беседы с няней. А ведь можно было написать просто: «Чтобы понять Татьяну, вспомним, как она говорит с няней».

Почти в каждом сочинении встречаются штампованные формулировки: Онегин — типичное явление преддекабристской эпохи; Печорин — типичное явление своей эпохи; Кирсанов — типичный представитель либерального дворянства. Подобным примерам не следует подражать!  Современные юмористы осмеивают насыщение речи чиновников книжной лексикой, канцеляризмами. Например, Михаил Жванецкий так пародирует «бюрократическое красноречие».

Постановление по дальнейшему углублению расширения конструктивных мер, принятых в результате консолидации по улучшению состояния всемерного взаимодействия всех структур консервации и обеспечения еще большей активизации наказа трудящихся всех масс на основе ротационного приоритета будущей нормализации отношений тех же трудящихся по их же наказу.

Отглагольные существительные, образующие «цепочку» форм родительного падежа, нанизывание отвлеченной лексики в этой фразе лишают ее всякого смысла.

В XXI в. стилистические спутники командно-бюрократической системы — канцеляризмы и речевые штампы — утратили свою былую агрессивность, теперь их легче встретить в пародиях, чем в серьезной журналистике. Однако в выступлениях некоторых функционеров, воспитанных в советское время, влияние официально-делового стиля еще не преодолено. Риторика призвана предостеречь против такого влияния, оно несовместимо с красноречием.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)