Скульптура в коррекции развития личности ребенка

Скульптура – (вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, специфика которого заключается в объемном претворении художественной формы в пространстве. Основными средствами выразительности скульптуры являются объем, пропорции, светотень, ритм, фактура. Работая с разными материалами, скульптор достигает выразительности в создании образов человека и животных, реже в скульптуре встречаются произведения жанров натюрморт и пейзаж. В психологической коррекции в основном используется лепка из разных материалов (глина, пластилин, воск).

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из мягкого пластического материала способом прибавления к первоначально взятому объему небольших кусочков пластического материала, его уплотнения, вытягивания, расплющивания, заглаживания. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста работают в основном с пластилином, соленым тестом, глиной.

Пластилин – искусственная пластическая масса, в состав которой входят глина, воск, сало, краситель. Изделия из пластилина не деформируются, не трескаются, однако не переносят пыли и высоких температур. Существует много видов пластилина для детского творчества, скульпторы-профессионалы используют для работы скульптурный пластилин. Работать с воском как мягким, приятным на ощупь, легко поддающимся обработке материалом рекомендуют последователи Вальдорфской школы.

Глина – осадочная горная порода, разного цвета, бывает тощая (содержит много песка) и жирная (при сушке и обжиге легко трескается). Для работы пригодна глина средней жирности.

При подготовке к работе кусочки глины заливаются водой, масса отстаивается, перемешивается, хранится во влажном виде. Готовая к работе глина имеет однородный характер, не прилипает к рукам. Для большей прочности изделия из глины обжигают, получая в зависимости от качества глины, толщины черепка и температуры обжига керамику, майолику, терракоту, шамот, фаянс, фарфор. Декорируют изделия из глины при помощи декоративных налепов, рельефного узора (вдавливание), окраски, тонирования с растяжкой цвета, подглазурной и надглазурной росписи.

Интересно
Основными способами лепки являются конструктивный (предмет создается из нескольких частей), пластический или скульптурный (предмет создается из цельного куска), комбинированный (сочетание двух предыдущих способов). Основными приемами лепки являются скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, рельефная лепка.

Твердые материалы (дерево, камень) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления в нем скрытой формы. Материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое, служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается при помощи ковки, чеканки, сварки и резки.

На занятиях по лепке часто используют нетрадиционные материалы – бумагу, соленое тесто, фольгу, репейник, опилки. Из мелких опилок с клеем ПВА можно вылепить объекты несложной формы – овощи, фрукты, снеговика. Работа с фольгой требует навыков сминания и скручивания деталей работы, помощь ребенку необходима при скреплении деталей. Летом хорошим материалом для лепки является репейник, из него можно сформировать фигурки животных и людей, корзинки, мячики.

Для того чтобы дети получили более полное представление о работе скульптора с твердыми материалами, можно предложить работу с пенопластом – путем отламывания небольших фрагментов от блока пенопласта получаем объемное изображение (человек, животное). Подробно возможности работы с нетрадиционными материалами в лепке описаны в книге В. С. Горичевой и М. И. Нагибиной «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина».

Ю. Е. Красный предлагает методику проведения занятий по лепке с детьми с ДЦП. Работа ведется с искусственными пластическими материалами для лепки, ребенок сжимает материал рукой, полученный слепок разгадывается», работа завершатся при помощи стеки или палочки. Сжимая одновременно два куска пластики двумя руками, ребенок получает двух разных персонажей.

Интересно
Можно попробовать сжимать кусок материала одновременно двумя руками. Работая с глиной, дети сначала молча скатывают глиняный шарик, в который уходят неприятные чувства и плохое настроение. Затем создаются глиняные «прижималки», в которых также нужно попытаться увидеть какой-то образ и доработать его, играть с полученной фигуркой можно после обжига.

Далее дети работают с плоскими формами из глины, оставляя на них отпечатки ладони, создают изображения стеки или любых других предметов, выдавливая или выцарапывая изображение. Также дети учатся работать способом налепа, создают простейшие украшения и небольшие скульптуры на значимую для ребенка тему («Я с мамой», «Моя кошка свернулась клубком»).

На занятиях лепкой можно использовать зрительный и слуховой диктанты. При проведении зрительного диктанта рассматривают и анализируют картинку или готовую композицию, называют средства выразительности и воспроизводят увиденное по памяти. При проведении слухового диктанта уже готовые объекты перемещаются на плоскости или в пространстве (вверх – вниз, слева – справа, вперед – назад). Также можно использовать прием «Оживи картинку». В этом случае после внимательного рассматривания и анализа плоскостного изображения объект создается объемным.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)