Система работы по совершенствованию речевой деятельности младших школьников
Учить хорошей речи, устной и письменной, – вот главная задача курса русского языка, которую ставят перед учителями авторы учебника «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.
Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других.
А «открыть секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. Еще Л.С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь маленькому школьнику понять, как он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно делать лучше – важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются неразрывно связанными между собой.
Речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разных уровнях языковой системы – на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Вычленение этих уровней традиционно для отечественной методики, однако сегодня сложились предпосылки для реализации новых методических подходов к решению традиционных задач обучения. Привлечем внимание к одному из изменений, внесенных в учебник.
А если это так, то и учить младших школьников следует написанию не сочинений вообще, а текстов, относящихся к конкретным жанрам. Эта мысль и реализуется в данном учебнике. Слово «сочинение» вводится в обиход в конце IV четверти 4-го класса. Тема называется «Составляем собрание сочинений». Чтобы реализуемая идея стала более понятной, приведем небольшой фрагмент из учебника.
Многие учителя, работающие по учебнику «К тайнам нашего языка», принимают совет, высказанный в методических рекомендациях, и со 2-го класса начинают собирать и систематизировать детские работы в специальных папках, альбомах под разными названиями, например: «Наши летние воспоминания», «Наши загадки», «Маленькая кулинарная книга», «Рисуем словами»… Из этих подборок создается своеобразная классная библиотека “произведений” учащихся. Предлагается ознакомиться с этой библиотекой и родителям.
- Знаково символическое восприятие учащимися элементов языка
- Лингвистические основы современных подходов обучения русскому языку в начальной школе
- Содержание языкового образования
- Структурные компоненты языкового образования младшего школьника
- Русский язык как учебный предмет в начальных классах
- Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты
- Структура технологической карты
- Разработка технологической карты урока русского языка
- Сотрудничество с самим собой
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу