Система работы по совершенствованию речевой деятельности младших школьников

Учить хорошей речи, устной и письменной, – вот главная задача курса русского языка, которую ставят перед учителями авторы учебника «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко.

Понятие «развитие речи» в практике обучения обычно связывается, прежде всего, с двумя видами работы – изложениями и сочинениями.

Такая связь, конечно, справедлива, но только отчасти. Нельзя получить от этих школьных упражнений желаемый результат, если не сделать их элементами общей системы языковой и речевой работы. Стержнем этой системы может стать определенная задача: открыть те секреты родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других.

А «открыть секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения. Еще Л.С. Выготский писал о том, что приходящий в школу ребенок в целом владеет многими элементами языковой системы, но владеет ими неосознанно. Помочь маленькому школьнику понять, как он пользуется языком, что при этом делает со словами, как это можно делать лучше – важнейшая задача уроков русского языка в начальных классах. При таком подходе процессы изучения языка и развития речи оказываются неразрывно связанными между собой.

Речевое развитие детей предполагает работу в разных направлениях, на разных уровнях языковой системы – на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Вычленение этих уровней традиционно для отечественной методики, однако сегодня сложились предпосылки для реализации новых методических подходов к решению традиционных задач обучения. Привлечем внимание к одному из изменений, внесенных в учебник.

Интересно
До самого конца 4-го класса в учебнике «К тайнам нашего языка» не встречается слово «сочинение», хотя, конечно, школьники учатся создавать свои высказывания. Убирая этот методический термин из общения с детьми (до определенного момента), авторы учебника исходили из того, что в жизни пишут не абстрактные “сочинения”, а вполне конкретные жанры: записки, письма, поздравления, телеграммы, дневники, инструкции, создают словесные зарисовки, загадки, рассказы, размышления и т.д.

А если это так, то и учить младших школьников следует написанию не сочинений вообще, а текстов, относящихся к конкретным жанрам. Эта мысль и реализуется в данном учебнике. Слово «сочинение» вводится в обиход в конце IV четверти 4-го класса. Тема называется «Составляем собрание сочинений». Чтобы реализуемая идея стала более понятной, приведем небольшой фрагмент из учебника.

«Каждое произведение, написанное писателем, – это его сочинение. Поэтому собрание всех произведений писателя, часто и дневниковых записей, и писем и размышлений, – это его собрание сочинений. Но сочинениями называют не только произведения писателей. В школе принято называть сочинениями то, что создают, сочиняют ученики. Написанные тобой записки, письма, загадки, истории, этюды, размышления, инструкции, сделанные дневниковые записи – это твои сочинения. Теперь знай, что когда ты создаешь свои тексты, ты пишешь сочинения. Будешь ты их писать и в следующих классах».После этих сведений каждому ученику дается задание: “Обратись к заголовку и догадайся, что тебе предлагается сделать”.

Многие учителя, работающие по учебнику «К тайнам нашего языка», принимают совет, высказанный в методических рекомендациях, и со 2-го класса начинают собирать и систематизировать детские работы в специальных папках, альбомах под разными названиями, например: «Наши летние воспоминания», «Наши загадки», «Маленькая кулинарная книга», «Рисуем словами»… Из этих подборок создается своеобразная классная библиотека “произведений” учащихся. Предлагается ознакомиться с этой библиотекой и родителям.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)