Словари в обучении и воспитании младших школьников

На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в  значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» .

Среди общеучебных умений важное место занимает умение продуктивно пользоваться существующим разнообразием словарей и справочников. Одно-временно наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешать его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.

Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания. По наблюдениям учителей-словесников, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства.

Интересно
Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить.

Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.

Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П.А. Грушникова, но и новые словари, причем не только орфографические. Так, например, изданы следующие книги: Бондаренко А.А., Гуркова И.В.

Говори правильно:

  • Орфоэпический словарик (М.: Просвещение, 1995); Бондаренко А.А.,
  • Гуркова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов (М.: Просвещение, 1996);
  • Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов (М.: Флинта, Наука, 1997);
  • Курочкина И.В.,
  • Сдобнова А.П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы (под ред. О.Б. Сиротининой) (М.: Дрофа, 2005) и др.

Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников (Бондаренко А.А.). Но пока последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей не будет обеспечено системой работы, заложенной непосредственно в школьных учебниках русского языка, нам не удастся решить проблему – забота о ее решении будет уделом отдельных учителей.

В современных учебниках по русскому языку для начальной школы представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи, а также система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий.

Например, в учебниках «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», с 1-го класса активно используются в работе различные словари: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?»), орфоэпический («Как правильно говорить?»). При этом последний включает несколько рубрик: «Правильно ставь ударение», «Правильно произноси звуки», «Правильно заменяй звуки».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)