Словари в обучении и воспитании младших школьников
На современном этапе модернизации российской школы Государственным стандартом начального образования предусмотрена реализация личностно ориентированной развивающей модели массовой начальной школы. При этом, как говорится в документе, «приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения» .
Таким образом, словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания. По наблюдениям учителей-словесников, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства.
Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить.
Сегодня в руках учителя начальных классов находится значительное количество словарей. Это не только многократно переиздаваемый заслуженный «Орфографический словарик» П.А. Грушникова, но и новые словари, причем не только орфографические. Так, например, изданы следующие книги: Бондаренко А.А., Гуркова И.В.
Говори правильно:
- Орфоэпический словарик (М.: Просвещение, 1995); Бондаренко А.А.,
- Гуркова И.В. Что это? Кто это? Толковый словарь для учащихся начальных классов (М.: Просвещение, 1996);
- Мережко Е.Г. Словарик близкородственных слов: Для начальных классов (М.: Флинта, Наука, 1997);
- Курочкина И.В.,
- Сдобнова А.П. Учусь правильно образовывать слова: словообразовательный словарик: Пособие для учащихся начальной школы (под ред. О.Б. Сиротининой) (М.: Дрофа, 2005) и др.
Появились и интересные публикации, показывающие, как работу со словарями можно направить на комплексное решение задач обучения, развития и воспитания школьников (Бондаренко А.А.). Но пока последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей не будет обеспечено системой работы, заложенной непосредственно в школьных учебниках русского языка, нам не удастся решить проблему – забота о ее решении будет уделом отдельных учителей.
В современных учебниках по русскому языку для начальной школы представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи, а также система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий.
Например, в учебниках «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», с 1-го класса активно используются в работе различные словари: орфографический («Как правильно писать?»), толковый («Что значит слово?»), орфоэпический («Как правильно говорить?»). При этом последний включает несколько рубрик: «Правильно ставь ударение», «Правильно произноси звуки», «Правильно заменяй звуки».
- Знаково символическое восприятие учащимися элементов языка
- Лингвистические основы современных подходов обучения русскому языку в начальной школе
- Содержание языкового образования
- Структурные компоненты языкового образования младшего школьника
- Русский язык как учебный предмет в начальных классах
- Проектирование урока русского языка в процессе разработки его технологической карты
- Структура технологической карты
- Разработка технологической карты урока русского языка
- Сотрудничество с самим собой
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу